Уникальность и потенциал Коми, которые могли бы стать основой для создания бренда республики, обсудили 2 июня общественники в рамках дискуссионной площадки в Коми региональном отделении партии "Единая Россия", сообщает "Комиинформ" .
Открывая дискуссию, член Общественной палаты Коми Григорий Спичак заметил, что относительно "круглых столов" бытует стереотип, мол, никакого практического смысла они не несут, что называется, "поговорили и разошлись".
"Однако есть темы, которые необходимо именно проговаривать, - продолжил он. – Когда общество меняется вместе с политической и экономической ситуацией, необходимо периодически запускать внутренний диалог. Без озвучивания и осмысления изменений в обществе возникают недопонимания и конфликты. Именно дискуссия позволяет их избежать".
По словам модератора, тема позиционирования республики является одной из наиболее спорных. Какой он – бренд республики, нужен ли он вообще для продвижения?
Перед началом дискуссии организатор площадки Владислав Дониченко озвучил результаты социологического опроса жителей республики. На вопрос "Нужна ли Коми своя основополагающая идея", 76,7% высказались "за", 11,1% - воздержались от ответа, 12,2% - сочли, что республика вполне может прожить и без идеи.
Вопрос о необходимости финансовых вложений в брендирование Коми нашел поддержку у 48,9% респондентов, 32,2% высказали мнение о том, что финансирование должно быть минимальным, а 11,1% сочли, что это направление не нуждается в средствах вовсе.
Не поставил жителей региона в тупик и вопрос "В чем уникальность Коми?". 66% заявили, что визитной карточкой являются природа и ресурсы, 23% отдали "пальму первенства" культуре, 11% отделались ответом "добрые люди" и "события".
"Знаете ли вы примеры, когда бренд какого-нибудь региона положительно отразился на его имидже?", - пригласил участников к разговору Г. Спичак.
Председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева с воодушевлением рассказала об опыте Вологодской области, где, благодаря творческой энергии жительницы глухой деревушки Валентины Погожевой родился бренд "Вологодская область – душа русского Севера". Со своей идеей она обратилась в Общественную палату России. На презентацию пришла в национальном костюме. Стоит ли говорить, что общественники безоговорочно поддержали ее начинание и выделили грант в размере 200 тысяч рублей на организацию межрегионального форума. Члены Общественной палаты Коми побывали на этом форуме и до сих пор вспоминают тщательно продуманные детали и сувениры (кружки с символикой, мешочки с сеном), которые преподносили им во время визита к соседям.
"В деревне Сизьма, в которой остались старики да безработные, вологодцы организовали музей под открытым небом, - рассказала Г. Киселева . – Они собрали в одном месте все типы северных домов. Раньше это было нищее, умирающее село, а сейчас оно динамично развивается. Жители села, скооперировавшись, возродили разрушенный храм. А началось все с маленькой инициативы одного человека. Кстати, мы ждем приезда Валентины Погожевой в Коми".
Удовлетворившись ответом, Г. Спичак попробовал зайти с другой стороны. "Для чего вообще нужен бренд?", - поинтересовался он у участников.
По этому поводу первым высказался координатор проекта "Код здоровья" Семен Кулешов . По его словам, если задать вопрос россиянам о том, что они знают о Коми, то первое, что приходит им на ум – это Воркута и "там все сидели".
"А ведь Коми – это вся таблица Менделеева, редкоземельные металлы", - напомнил о богатстве республики и предложил один из вариантов слогана "Коми – сокровищница России".
Услышав о природных богатствах, участники принялись перебирать различные слоганы, которые могли бы привлечь туристов в регион, а заодно создать о нем положительный имидж. Г. Спичак предложил сделать упор на чистоту воды в республике, которую, по его словам, можно не страшась пить из водопроводного крана.
Категорически не согласился с ним издатель газеты "КП-Коми" Андрей Чернуха , заявив, что и самим жителям республики, и туристам для того, чтобы испить чистой воды, придется добираться как минимум до Троицко-Печорского района, а это - не ближний путь.
На предложение С. Кулешова позиционировать республику, как сокровищницу, модератор заметил, что такая постановка вопроса может только вызвать раздражения у населения. И без того, люди сетуют в соцсетях, что в нефтегазовой республике до сих пор не газифицированы села.
Директор медийной структуры Антон Ермолин предложил обратиться к национальным корням. В конце концов, у коми есть мифический бог северного ветра Войпель, от образа которого можно было бы оттолкнуться в разработке бренда. Кроме того, имеются уникальные национальные праздники – "Усть-Цилемская горка", "Луд", День оленевода, которые можно было бы продвигать на Россию.
Исполнительный директор Коми регионального отделения партии "Единая Россия" Захар Волокитин на просьбу Г. Спичака рассказать о попытках разработать бренд республики, напомнил, что таковых было несколько. Результатом одной из них стал бренд "Эко-Коми" и некая зеленоватая клякса, однако на этом все и остановилось. Программа продвижения республики утверждена не была.
Власти Коми тоже пытались выяснить, что россияне знают о регионе. Примечательно, но жители Москвы и Санкт-Петербурга называли одно и то же: бумага "Снегурочка" из Сыктывкара.
Мифы о Коми, как о сокровищнице России, развенчал первый заместитель руководителя Минпрома Коми Роман Полшведкин . По его словам, 80% полезных ископаемых в Коми – надежно заперты и с точки зрения отсутствия инфраструктуры, и с точки зрения заповедных территорий.
"Люди ведь как рассуждают: богата полезными ископаемыми, значит, притягивает хапуг, - заметил он. – Я не думаю, что бренд надо строить на экономической составляющей. Если рассматривать бренд Вологодской области, то любой россиянин сразу понимает, о чем речь – деревня, масло, коровы, лес, душа. В каждом слове заложен глубокий смысл. Если говорить о Коми, то акцент можно было бы сделать на нескольких ее особенностях".
Р. Полшведкин сформулировал основные из них. Первая особенность – это природа, заповедный край. Коми, по сути, это последние легкие Европы. Второе – национальные традиции коми народа. Кроме того, в республике есть наследуемые маркеры в виде ГУЛАГа, лесозаготовок. Есть и уже сформулированные бренды. Например, "Ухта – родина российской нефти". Этот бренд приживается и его обязательно надо раскручивать.
Что же касается туризма, то до основных объектов на территории региона – Нацпарка "Югыд ва", плато Муньпупунер, которые посетило в общей сложности не более семи тысяч человек за прошлый год, добраться не так уж и просто.
По этой причине все участники согласились с формулировкой модератора о том, что "любое брендирование без создания комфортной среды – выбрасывание денег на ветер".
Куратор "PR-движения Республики Коми" Эльвира Илатовская коротко разъяснила основные принципы пиара. По ее словам, без пиара инфраструктуры, достопримечательностей, имиджа республики и активности жителей создание и продвижение бренда невозможно. Одно из неоспоримых преимуществ Коми – это национальная идентичность. Тот факт, что в самом названии региона звучит слово "коми" уже выгодно отличает его от других.
"Я горжусь тем, что у нас есть такой уникальный праздник как "Усть-Цилемская горка", - заявил Э. Илатовская . – У нас нечасто в стране встретишь русских, которые так бы чтили и уважали свои традиции".
Одним из примеров пиара активности жителей республики стала молодежная акция в поддержку певицы из Ухты Юлии Самойловой. По ее результатам, упоминаемость республики в позитивном ключе выросла в федеральных СМИ в 2,5 раза. Более того, о регионе даже написали в пафосном женском журнале "Космополитен".
Под руководством Э. Илатовской молодежь разрабатывает несколько интернет-проектов. В частности, появится проект "Родом из Коми", рассказывающий о молодежи и страницы в "Инстаграмме", посвященные региону.
Подводя итоги дискуссии, Г. Спичак озвучил главный вывод встречи - бренд республике необходим, причем, как для внутреннего, так и для внешнего продвижения. С этой целью на базе дискуссионной площадки будет создана творческая лаборатория по продвижению республики в соцсетях.
Автор: Геня Джавршян
Источник: ИА «Комиинформ»