Если включить поток собственных рассуждений о Революции 1917 года, с действительно серьёзными обществоведческими понятиями, категориями и принципами, то, конечно же, никто их не прочтёт. Считанные единицы. Тем более в интернете. Тем более – на фоне того вала публикаций и фильмов, которые именно в эти дни идут на нас.
Посему – ввиду невозможности, однако, промолчать в такой важный исторический день – просто напомню тот исторический же парадокс, наглядно воплощённый в Сыктывкаре. Воплощённый в двух персональных памятниках.
Первый – главный памятник столицы Коми, архитектурная доминанта его центра, – В.И.Ленину. Автор – знаменитый Лев Кербель, создатель не одного такого Ленина. Наш открыт, естественно, в 1967 году, ровно полвека назад, ровно по тому же самому поводу, что мы отмечаем во вторник.
Второй открыт три года назад , далеко не в центре, но вовсе и не на задворках. Памятник П.А.Сорокину . Одному из наиболее активных антагонистов Ленина, хотя и Сорокин был рекрутирован в первые ряды петроградской политики (секретарь А.Ф.Керенского – не шутка) всё той же Революцией-1917.
Жители республики вправе гордиться своим знаменитым земляком, который, однако, в 1924 году написал вот такие строчки: «Мания величия, оптимизм, несмотря на ужасное состояние русского народа в период последних лет его правления, навязчивая вера в неизбежность мировой революции, неспособность понять реальные результаты своих действий – эти черты являются характеристикой прогрессивного паралича на последнем этапе болезни. Это означает, что Ленин со времени своего возвращения в Россию был больным человеком… Полное отсутствие у Ленина всех моральных, религиозных и социальных принципов, его абсолютный цинизм, украшенный звонкими фразами о «буржуазных предрассудках», и так далее являются характерными антисоциальными стигматами. Его дикая энергия в разрушении, его практика «прямого действия», его фантастическая производительность в распространении ненависти и его полная неспособность следовать любой творческой активности являются дальнейшим олицетворением антисоциальных и опасных склонностей Ленина».
И было бы странно, вероятно, услышать от Сорокина иные слова, помня, что он был в числе первых репрессированных властью большевиков. А затем Ленин и вовсе выслал его из страны (правда, парадоксальным образом спас тем самым от репрессий уже сталинских и, получается, предоставил возможность сделаться известным во всём мире: а) из высланных на «философском пароходе»; б) уроженцем Коми края).
Но патриоты Коми как национальной республики в то же самое время не могут не быть благодарны Октябрьской революции и её вождю за государственность этой земли – даже с учётом весьма эфемерной автономии образованной в 1921 году Автономной области коми (зырян). Её настоящее – промышленное – развитие, конечно, тоже происходило после 1917-го, давая тем самым повод коммунистической пропаганде твердить о том, что это именно Революция дала толчок такому развитию (хотя геологические изыскания и угля, и нефти начинались, конечно же, ещё раньше).
Вот эти два памятника, на мой взгляд, и являются сегодня главными символами того, что мы отмечаем. Вождь революции – и его откровенный политический враг. Человек, давший шанс коми обзавестись своим как бы суверенитетом, – и один из лучших сынов коми народа.
Это не настолько уж плохой символизм, согласитесь. Потому как он может стать хоть каким-то охлаждающим фактором в случаях, когда кому-нибудь очень зачешется в очередной раз устроить какую-нибудь революцию. Которая, как известно, без крушения памятников не обходится.