Впереди зимние каникулы. Что надо знать родителям, которые хотят отправить детей на экскурсию в другой город? Какие справки придется собрать учителю, чтобы повести детей в поход? Зачем брать в турпоход биотуалет и фонари?
Фото Сергея Паршукова
Как сообщила «Российская газета» , в Москве открылось Всероссийское совещание работников дополнительного образования, где собрались более 400 педагогов из всех регионов, где обсуждаются эти вопросы. Главный: как получилось, что организация любого выхода учеников за пределы школы превращается для педагогов едва ли не в экстрим?
Доходит до абсурда. Чтобы педагог сводил детей в поход с категорией сложности или в многодневный, надо собрать 57 документов! Выездная экскурсия на поезде - сплошная головная боль для учителя. На каждые 10 учеников должен быть один взрослый, если едут больше 30 детей - обязательно приглашай в поездку медика. Питание - только горячее в ресторане (в автобусе, к слову, питание вообще запрещено). Все дети должны иметь заверенные справки о состоянии здоровья... Это далеко не полный список.
По правилам, к туристическому походу могут допускаться только здоровые дети. Таких в школе не больше 10 процентов. Остальных что, ни в походы, ни на выездные экскурсии не брать?
Провести экскурсию разрешается только во внеучебное время. А если хочешь ее внести в учебный план и куда-то поехать-пойти во время занятий, надо в сентябре начать оформление бумаг и получить лицензию на экскурсионную программу. Допустим, дети идут по туристической тропе в лесу. Раз занятие включено в учебный план, надо лицензировать... лесной массив! Кажется смешным? А школам и досуговым центрам не до смеха. В Белгородской области за отсутствие "лицензии на лес" школам выписаны штрафы на 170 тысяч рублей!
- Соответствовать всем этим нормативным документам в реальной жизни не просто сложно, а невозможно, - уверен председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Чтобы лагерь отдыха для подростков получил лицензию на оказание медпомощи, требуется иметь... весы для новорожденных. Зачем? Непонятно. Но есть единые требования к медкабинетам и выполнять их приходится.
- Стоят такие весы 26 тысяч рублей, - уточнил Дмитрий Морозов.
Учителей научили оказывать первую помощь, но самое удивительное, что они по закону... не могут оказывать ее ученикам. В том числе в походе или во время экскурсий. Квалифицированное медсопровождение стоит от 1700 рублей в час, причем врачи готовы работать только днем.
С 1 января 2018 года в силу должно вступить постановление о том, что детей можно перевозить только на автобусах не старше 10 лет. В таком случае многие центры отдыха и лагеря придется закрыть: у большинства старый автобусный парк. А если новые машины и есть, то их единицы. Один автобус стоит 20-30 млн рублей. Где лагерям взять деньги на обновление парка?
Принятие этого постановления уже несколько раз откладывали, но будет ли так же и сейчас - неизвестно. В Тульской области из-за транспортных требований уже на 30 процентов упало количество массовых посещений концертов, спектаклей, выставок. Директора школ отказываются от групповых поездок.
- У нас в городе, например, только две фирмы имеют новый транспорт, который соответствует правилам. Если уж мы установили такие жесткие рамки, то пусть государство поможет приобрести новые автобусы. Требования для походов и экскурсий - избыточные. Если я, к примеру, иду в поход на воде, то должна три раза в день звонить в МЧС и отчитываться, где нахожусь. А связи нет и что делать? Требования должны быть разумными. Иначе ни один педагог не станет брать на себя ответственность и дальше школьного двора детей не поведет, - говорит Елена Левшина, абсолютный победитель Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования - 2017.
У всех на памяти трагедия на Сямозере, когда из-за разгильдяйства взрослых погибли дети. После этого случая в требованиях к организации палаточного лагеря появилось обязательное наличие лицензии. Допустим, такой летний лагерь собирается открыть школа в Крыму или в Краснодарском крае. Чтобы дети из профильного лагеря пошли в поход, требуется заполнить акт на 11 листах и ответить на 200 вопросов: как кварцуется территория, где живут дети, каковы условия для санитарной обработки посуды и санобработки тех людей, которые будут работать в лагере.
Трагедия на Сямозере обострила еще одну проблему: дети, которые путешествуют на воде, обязательно должны иметь спасательные жилеты. Но требования к ним устарели лет на тридцать. Один из директоров лагерей купил новые, современные. Против него возбудили уголовное дело.
Жечь в лесу сухостой, деревья, поваленные буреломом, нельзя. Можно брать для костра ветки и пни. Получается, если непогода застала в лесу, сиди и мерзни? Разве под силу детскому отряду выкорчевать пень?
В закон о туристической деятельности предлагается внести понятие "экстремальный туризм". Но формулировки такие расплывчатые, что под них может попасть любой простенький поход между двумя деревнями или туристическое соревнование.
Что делать? Эксперты считают: как минимум, нужны четкие инструкции, собранные в одном небольшом документе, которые утверждает не конкретное министерство, а правительство. Безопасность детей - важнейшее дело, но 57 справок - все же чересчур.
По данным отдела пропаганды Госавтоинспекции России, только за три квартала этого года было организовано более 360 тысяч детских перевозок. Из них около 14 тысяч с сопровождением автомобилями ДПС. Имеются в виду те, в которых участвовало три и более автобусов. Аварий при таких организованных перевозках - единицы.
Впрочем, некоторые несознательные родители стараются обойти установленные требования к организованной перевозке детей. Как сообщила "РГ" заместитель председателя общественного совета минтранса Наталья Агре, очень много было негативных откликов от родителей о том, что слишком сложные требования выставили транспортным компаниям на перевозку детей. Так, автобус должен быть не старше 10 лет, оборудован тахографом и пройти техосмотр на предприятии, которое выпускает его в рейс. Водитель должен быть опытным, со стажем не менее трех лет. У него не должно быть проблем с законодательством. То есть он в течение года не совершил правонарушений на дороге, и в его отношении нет административных дел.