Пробуждение от застоя, переход к перестройке, исчезновение многих «нельзя», проникновение в культуру западных веяний, – так охарактеризовал председатель Союза художников Коми Фарук Бурангулов характер выставки «Молодое искусство 1980-х», открывшейся в Национальной галерее республики.
Экспозиция посвящена творчеству художников, начало рассвета которых пришлось на восьмидесятые. Это вторая часть цикла «Наследие», призванного обратить внимание посетителей на творчество молодых мастеров конца прошлого века.
На выставке представлены работы разных направлений и техник: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Собирать более двухсот экспонатов устроителям пришлось не только по музейным запасникам. Две трети из них пришли из частных коллекций и мастерских художников.
– Это очень важное десятилетие, огромный пласт, который, к сожалению, практически никак не заархивирован. Не сохранились и хроники жестких разборов работ молодых художников, – с горечью отметила куратор выставки Ольга Орлова. – В восьмидесятые обстановка гласности вывела на выставочные стены многое из того, что при иной политике осталось бы стоять в мастерских живописцев. Смысл работ, образные системы искусства в те годы вновь обратились к проблеме духовного начала в современном мире. Вновь стало актуально классическое искусство, архаика, античность, икона. В эти года возросло самосознание искусства, как самостоятельной ценности, как творчества, предназначенного не для прикладных целей. Ценности, способной и призванной нести социально-эстетическую миссию. Речь идет о дизайне и декоративно-прикладном искусстве.
Молодые художники редко обращались к сюжетно-тематической картине. Развитие этого жанра, как отмечают искусствоведы, приостановилось в 1960-е годы, а в 1980-е появились многочастные циклы – свое-образная форма монументальной живописи. В качестве примера можно привести полотна Геннадия Дмитриева: диптих «Дума о хлебе», триптих «Тормозки», а также триптих Сергея Асташева «Пай Хой одного дня».
Талантливый бытописатель Анатолий Капотин создавал «портреты» коми деревень, целенаправленно продолжая традиции русского реализма. Также в составе творческой группы «Полярный Усинск» совместно с Сергеем Асташевым, Владимиром Ермолиным он работал за Полярным кругом в знаменитой бригаде лауреата премии Ленинского комсомола Владимира Безрука.
В 1980 годы художники вернулись к изобразительности, цвету, фактуре. Наряду с реалистической установкой перед художниками как бы возник «третий путь»: перспектива искусства, заявляющего о своей независимости от общепринятой, традиционной иерархии материальных и духовных ценностей жизни.
– Сегодня много спорят о традиции отечественного искусства, – рассказала Ольга Орлова. – Есть духовная традиция, которое советское искусство унаследовало от больших художников дореволюционной России. Это ум, сердце, творческое воображение, открытые Насущному. Это потребность создавать искусство, соразмерное жизни – ее всеохватным законам.
Критики и искусствоведы неоднозначно относились к творчеству многих из тех, кто остался верен своей эстетике и природе творчества, своему мироощущению. В их числе – Юрий Филипповский, Анатолий Пунегов. Тем не менее, говорили, что в работах Филипповского каждый прием – неповторим. О нем писали: «сочиняет живопись особого рода».
В сюжетно-тематических картинах многих художников слиты другие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт. Это лирические мотивы Анатолия Капотина, Татьяны Васильевой, эпически-мажорные, романтические работы Сергея Асташева. Один из самых трудных для художника – реалистический метод изображения, который заставляет думать о максимальной эффективности каждого формального приема в образном раскрытии жизненного содержания, переведенного на язык искусства. В этом достиг высот в своих пейзажах Владимир Ермолин, к углублению национального своеобразия, народной самобытности стремится Александра Куликова. Разнообразны по замыслу и стилистическим решениям портретные работы. Для Сергея Асташева время восьмидесятых – период творческой зрелости, одно из самых изысканных полотен – портрет балерины Аси Примы – образ юности и красоты. В экспозиции также представлены лаконичные, яркие афиши-плакаты Евгения Шадрина, скульптура – от станковых до монументальных форм отображена работами Анатолия Неверова, Виктора Безумова, Романа Бендерского.
Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА