Министерство образования Республики Коми публикует ответы на вопросы, поступившие на программу "Личный прием" 6 сентября 2017 года в адрес заместителя министра образования, науки и молодежной политики Наталья Якимовой

Министерство образования Республики Коми публикует ответы на вопросы, поступившие на программу "Личный прием" 6 сентября 2017 года в адрес заместителя министра образования, науки и молодежной политики Наталья Якимовой
Министерство образования Республики Коми публикует ответы на вопросы, поступившие на программу "Личный прием" 6 сентября 2017 года в адрес заместителя министра образования, науки и молодежной политики Наталья Якимовой
Фото: minobr.rkomi.ru

 

Министерство образования Республики Коми публикует ответы на вопросы, поступившие на программу "Личный прием" 26 февраля 2014 года в адрес министра Владимира Шаркова  

 

Министерство образования Республики Коми публикует ответы на вопросы, поступившие на программу "Личный прием" 6 сентября 2017 года в адрес заместителя министра образования, науки и молодежной политики Наталья Якимовой:

 

 

Населенный пункт, район и т.д.

Вопрос

ФИО обратившегося

 

Ответ на вопрос

1.                                       

г. Сыктывкар

 

Мне приходится платить около 100  000 в год на репетиторов для моего сына, но я не могу вернуть с этих денег налоги, потому что у репетиторов нет никаких лицензий и чеков. По сути, я плачу за образование ребёнка, и мне должны возвращаться налоги. Как быть в такой ситуации? И когда репетиторство станет  легально?

Ганенко Вера Викторовна

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в муниципальных и государственных образовательных организациях.

Дополнительная подготовка по учебным предметам в виде факультативов, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности осуществляется в каждой школе бесплатно.

Родители обучающихся самостоятельно и добровольно принимают решение о посещении их ребенком платных дополнительных занятий по учебным предметам вне образовательной организации. Предлагаем уточнить данный вопрос у репетиторов, с которыми у Вас возникли образовательные отношения.

2.                                       

г. Сыктывкар

 

Я живу у Города Мастеров, мой ребёнок учится в школе №35. Она рассчитана на 700 мест, но учится в ней 1200 детей. Сейчас в этом районе много новостроек, количество жителей увеличивается, детей тоже становится больше, мест в школе не хватает. Планируется ли в этом районе строить ещё одну школу?

Ганенко Вера Викторовна

Стратегической картой развития сферы образования до 2025 года предусмотрено в целях ликвидации двусменного режима обучения строительство 9 школ в г.  Сыктывкаре, в том числе СОШ на 800 мест в районе ул.Пушкина - Октябрьский пр-т.

В 2017 году планируется завершить строительство СОШ по ул. Петрозаводская на 1200 мест, перепрофилирование здания детского дома под начальную школу в Эжвинском районе и начать строительство СОШ на 600 мест в пгт. Краснозатонский.

3. 

г. Сыктывкар

Ответьте, пожалуйста, почему школы свои финансовые проблемы решают за счет родительских средств (ремонт классов, замена окон, замена парт, приобретение необходимых (в соответствии с законами и предписаниями) материалов и оборудования, содержание пришкольной территории (уборка снега, асфальтирование), приобретение хозяйственных принадлежностей (мыло, туалетная бумага), содержание оборудования (ремонт техники, заправка картриджей), канцтовары (бумага, ручки))?

Королев Кирилл Сергеевич

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения муниципальных учреждений общего и дошкольного образования в соответствии с нормативами.

Органы местного самоуправления обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, а также финансирование расходов по оплате труда и учебных расходов сверх утвержденных нормативов за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета муниципального образования.

Оказание родителями любой спонсорской помощи образовательной организации – финансовой или материальной – является сугубо добровольным. При этом дополнительные средства перечисляются родителями на счет образовательной организации.

Если нарушается принцип добровольности и происходит принудительный сбор денежных средств, это свидетельствует о неправомерности действий руководителя образовательной организации.

4. 

г. Сыктывкар

1. Когда в школах города  решиться вопрос  второй смены?

2. Обязательно ли покупать дополнительные обучающие материалы (рабочие тетради)? Я многодетная мама, 2 из 4-ех детей школьники, сумма достаточно ощутимая.  Возможен ли какой-то компромиссный вариант, чтобы в классе было комфортно и учителям и ученикам?

Александра

1. Стратегической картой развития сферы образования до 2025 года предусмотрено в целях ликвидации двусменного режима обучения строительство 9 школ в г. Сыктывкаре. В 2017 году планируется завершить строительство СОШ по ул. Петрозаводская на 1200 мест, перепрофилирование здания детского дома под начальную школу в Эжвинском районе и начать строительство СОШ на 600 мест в пгт. Краснозатонский.

2. В соответствии со ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» определено, что учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания на время получения образования в образовательных организациях предоставляются обучающимся бесплатно. В федеральный перечень учебников для бесплатного использования в образовательном процессе рабочие тетради не включены.  Соответственно, за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов рабочие тетради приобретены быть не могут.

Обязательное использование рабочих тетрадей нормативно не закреплено. В случае если образовательная организация считает необходимым использовать для обучения рабочие тетради или иные средства обучения, то она обязана предусмотреть различные варианты обеспечения школьников данными средствами обучения (приобретение новых пособий, предоставление в пользование ранее использованных тетрадей и контурных карт, тиражирование путем копирования пособия и др.).

Обязать родителей приобретать рабочие тетради образовательная организация не имеет права, решение об их  приобретении  родители вправе  принимать самостоятельно и исключительно на добровольной основе.

5. 

г. Воркута

По  итогам заседания Совета по  межнациональным отношениям, состоявшегося 20  июля 2017  года президентом  РФ Владимиром Путиным было дано поручение ген. прокуратуре и  Рособрнадзору  о том, что необходимо провести проверку соблюдения в  субъектах Российской Федерации положений законодательства, касающихся обеспечения прав граждан на  добровольное изучение родного языка из  числа языков народов  РФ и  государственных языков республик, находящихся в  составе страны. https://eadaily.com/ru/news/2017/08/29/putin-poruchil-genprokurature-proverit-dobrovolnost-izucheniya-nacyazykov  

Я правильно понимаю: коми язык школьники должны изучать добровольно?

 

На настоящий момент общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и Законом Республики Коми «О государственных языках Республики Коми», в ст.19 (в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 76-РЗ) которого закреплено: «Государственные коми и русский языки изучаются во всех общеобразовательных учреждениях».

В ст. 1(1) п. 4 Закона Республики Коми «Об образовании» (в ред. Закона РК от 27.06.2013 № 69-РЗ) закреплена эта норма: «Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение коми и русского языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с законодательством».

Вопрос о правомерности обязательного изучения коми языка в школах республики рассмотрен Конституционным судом Республики Коми. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми принято решение о том, что обязательное изучение коми языка не противоречит законам Российской Федерации, Республики Коми и не нарушает права обучающихся.

Изучение коми языка в школах республики осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с федеральным компонентом федерального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных организаций Российской Федерации.

Количество учебных часов на изучение русского языка соответствует требованиям вышеуказанных документов и не изменено в сторону уменьшения. Уровень и качество освоения обучающимися русского языка за 2015-2017 годы повысился. Результаты государственной итоговой аттестации: (9 класс – от 4,11 до 4,12 (из 5 баллов); 11 класс - с 65,53 до 68,75 баллов (из 100 баллов). Кроме того, реализация учебного предмета «коми язык» не препятствует реализации права обучающихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана. В Республике Коми стабильное количество школ и классов с углубленным  изучением отдельных предметов.

В Республике Коми создана разноуровневая система изучения коми языка: 3 часа в неделю изучается коми язык как родной и 2 часа – литературное чтение для обучающихся, изучающих коми язык как родной; 2 часа в неделю – коми язык как государственный. Складывается опыт в школах республики  реализации одночасовой учебной программы для изучения коми языка как государственного. Изучение коми языка как государственного направлено на этнокультурное развитие обучающихся. При изучении коми языка как государственного в обязательном порядке используются темы, связанные с культурой Республики Коми, ее традициями и особенностями.

Республика Коми гарантирует сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Коми, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

В случае выявления в ходе проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  несоответствия деятельности  в части изучения коми языка требованиям законодательства об образовании, Министерством будут незамедлительно приняты меры по их устранению.

6. 

г. Воркута

Дети проводят за уроками и домашними заданиями слишком много времени. Учебная нагрузка в школе не соответствует физиологическим состояниям и возможностям наших детей. Мы,  родители, ищем в интернете рефераты, помогаем с дополнительными заданиями не потому, что у нас есть лишнее время, а потому, что у школьника на это, просто, не хватает времени. Можно ли снизить количество домашних заданий?

 

Объем домашних задания регламентируется СанПиН и должен быть по всем предметам таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.

В случае если объём домашнего задания Вашего ребенка превышает указанный норматив, рекомендуем Вам обратиться к руководителю образовательной организации или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, созданную в каждой образовательной организации. Вопрос можно решить индивидуально с учетом особенностей развития ребенка.

7. 

г. Воркута

Предмет « Окружающий мир » в учебный план начальной школы включен недавно, в этот предмет включено всё: и биология, и география, и история, и природоведение, и даже депутаты  Госдумы. Вам не кажется это перебором?

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ. Данными документами определено содержание учебного предмета «Окружающий мир».

Порядок разработки, утверждения и внесения изменений в стандарты и примерные программы устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. 

Княжпогостский район,  г.Емва.

Будет ли организовано питание учащихся 5 – 11 классов школ Княжпогостского района за счет средств республиканского бюджета в 2017 - 2018гг.?

 

На основании части второй статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Законом Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрены расходы на субсидии из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на организацию питания обучающихся 1-4 классов в муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, реализующих образовательную программу начального общего образования в размере 326,7 млн. рублей.

Одновременно, в Республике Коми  с целью оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям принят Закон Республики Коми № 143-РЗ «О предоставлении за счет средств республиканского бюджета Республики Коми образовательными организациями питания обучающимся из семей, в установленном порядке признанных малоимущими», в соответствии  с которым предоставляется питание лицам, обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, из семей, в установленном порядке признанных малоимущими.

Исходя из утвержденного бюджета Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, предоставление социальной поддержки другим категориям получателей на сегодняшний день не предполагается.

9. 

Княжпогостский район, г.Емва.

В Княжпогостском районе не хватает учителей  русского языка и литературы, английского языка,  коми языка, географии и биологии, истории и обществознания, физической культуры, физики и математики, учитель начальных классов, химии. 

Возможно ли на уровне Министерства образования, науки и молодежной политики РК        рассмотрение вопроса по оказанию помощи по комплектованию образовательных учреждений Княжпогостского района учительскими кадрами?

 

В настоящее время подготовку учителей русского языка и литературы, английского языка,  коми языка, географии и биологии, истории и обществознания, физической культуры, физики и математики, начальных классов, химии осуществляет ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». Общее количество выпускников по УГС Образование и педагогические науки в ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» в 2017 г. составило 271 человек. Количество выпускников, не определившихся с трудоустройством, по состоянию на август 2017 г. составило 12,5% (34 чел.).

Взаимодействие между учебным заведением профессионального образования и образовательными организациями по вопросам трудоустройства выпускников может повысить эффективности решения кадровых вопросов в отрасли образования Республики Коми.

Со стороны Республики Коми разработана Дорожная карта кадрового обеспечения отрасли «Образования», предусматривающая в том числе мероприятия по профессиональной подготовке в системе профобразования ориентированной на кадровую потребность региона, реализации модели профессионального развития педагогов и сопровождение молодых педагогов Республики Коми с привлечением различных субъектов профессионального сообщества.

В данном случае до момента приема на работу учителей, которых не хватает в школах, возможно использовать сетевую форму организации учебного процесса, дистанционное обучение.

10.                               

Княжпогостский район, г.Емва

Образовательные учреждения осуществляют закупки продуктов для школьной столовой в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 года по принципу, чем дешевле - тем лучше при полном отсутствии в школах возможности контролировать качество продуктов в связи с отсутствием лаборатории и специалистов для организации проверки качества закупаемых продуктов по результатам проведенных торгов, что ставит под угрозу здоровье детей.     

Возможна ли проработка вопроса об организации централизованной закупки продуктов питания для школьной столовой на республиканском уровне, а в крайнем случае на районном уровне Управлением образования?

 

В соответствии с принятыми в республике нормативными документами на республиканском уровне для муниципальных заказчиков осуществляются закупки только по средствам, выделяемым на капитальный и ремонт и капитальное строительство (распоряжение Правительства РК от 29.01.2016г. №28-р).

В рамках Федерального закона 44-ФЗ на муниципальном уровне возможно проведение централизованных закупок продуктов питания (статья 26 Закона).

 

11.                               

Эжвинский район МО ГО «Сыктывкар»

Когда будет введена в эксплуатацию начальная школа № 30 в 3 микрорайоне Эжвинского района? Сколько учащихся будет обучаться в этой школе?

Фотина Римма Рашидовна

До конца 2017 года планируется завершить основные ремонтные работы. С учетом сроков получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности, оснащения образовательной организации, открытие планируется в начале 2018-2019 учебного года. Вместимость здания – около 250 обучающихся.

12.                               

Эжвинский район МО ГО «Сыктывкар»

Сколько в республике состоит на учете неблагополучных семей ? Какая работа ведется с этими семьями? Ничего не слышно.

Афонина Мария Николаевнакв.

 

По состоянию на 31.08.2017 г. в Едином банке данных неблагополучных семей по республике Коми состоит 1732 семьи (АППГ – 1802), в которых воспитывается 2966 детей, из них в Эжвинском района г. Сыктывкара состоит 202 семьи, в которых родители  ненадлежащим образом исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и обучению 371 несовершеннолетнего.

  На все семьи, находящиеся на межведомственном контроле, составлены социальные паспорта, оформлены личные дела, разработаны индивидуальные программы реабилитации.

Методы работы:

1. Социальный патронаж семей: изучение особенностей семьи, социально-бытовых условий проживания, изучение социума по месту жительства, а также проведение профилактических бесед с родителями об ответственности за воспитание детей, о недопустимости жестокого обращения, разъясняется административная и уголовная ответственность по ст.5.35 КоАП и ст.156 УК РФ и др. Проводятся ежемесячные межведомственные рейды с участием представителей всех субъектов системы профилактики.

2. Организуется строгий контроль над посещаемостью несовершеннолетними учебных заведений, устанавливаются причины непосещения. Организуется психолого-педагогическое сопровождение и консультирование семьи специалистами по социальной работе, соц. педагогами учебных заведений.

3. Вовлечение детей из неблагополучных семей в систему дополнительного образования. Всем семьям оказывается содействие в организации внеурочной занятости и досуговой деятельности несовершеннолетних.

5. Оказание адресной помощи семьям (путевки в детские оздоровительные лагеря, портфели и канц. принадлежности школьникам).

Для координации совместных усилий на заседаниях ТКпДН и ЗП, где присутствуют сотрудники различных структур, обсуждаются проблемы семей, ищутся пути выхода из создавшихся ситуаций.

Для осуществления эффективной целенаправленной работы по предупреждению семейного неблагополучия при комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав созданы межведомственные социальные консилиумы.

На консилиумах рассматриваются вопросы постановки на учет вновь выявленных семей, материалы о лишении родительских прав, снятия с учета семей, в которых наблюдается улучшение обстановки и т.д.

Данная работа позволяет оперативно оценивать сложившуюся ситуацию в семье и оказывать своевременную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

13.                               

Эжвинский район МО ГО «Сыктывкар»

Планируется ли строительство современного детского сада в 3 микрорайоне (густонаселенном) Эжвинского района.

Куклина Ольга Александровна

 

Детский сад в Эжвинском районе на 220 мест включен в стратегический план строительства объектов образования.

В настоящее время реализуется программа по строительству школ, в случае наличия источников финансирования вопрос о строительстве детского сада будет рассмотрен.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в Сыктывкаре в рамках реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования за период  2010 - 2016 гг. введено более 5 тысяч мест, в том числе за счет строительства и реконструкции введены 12 дополнительных корпусов детских садов на 1800 мест.

14.                               

Усть-Куломский район, с. Руч,

 

В  соответствии с  ч.1 ст.35 закона «Об  образовании в  РФ» обучающимся учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования. Нарушение заключается в том, что рабочие тетради должны выдаваться ученикам совершенно бесплатно, дети и родители не обязаны их покупать за свой счет. А на самом деле только учебники выдаются бесплатно, а рабочие тетради - нет. Кто должен финансировать использование рабочих тетрадей, почему эти деньги не доходят до школ и детских садов?

      Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст (далее - ГОСТ), рабочая тетрадь отнесена к учебному пособию.

Расова Елена Валентиновна

В соответствии со ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» определено, что учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания на время получения образования в образовательных организациях предоставляются обучающимся бесплатно. В федеральный перечень учебников для бесплатного использования в образовательном процессе рабочие тетради не включены.  Соответственно, за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов рабочие тетради приобретены быть не могут.

Обязательное использование рабочих тетрадей нормативно не закреплено. В случае, если образовательная организация считает необходимым использовать для обучения рабочие тетради или иные средства обучения, то она обязана предусмотреть различные варианты обеспечения школьников данными средствами обучения (приобретение новых пособий, предоставление в пользование ранее использованных тетрадей и контурных карт, тиражирование путем копирования пособия и др.).

Обязать родителей приобретать рабочие тетради образовательная организация не имеет права, решение об их  приобретении  родители вправе  принимать самостоятельно и исключительно на добровольной основе.

15.                               

Усть-Куломский район, п.Тимшер

 

Обязательность электронного дневника? Как быть там, где нет интернета? Как быть тем, у кого нет компьютера?

Белова Валентина Андреевна,

от жителей п.Тимшер, п. Лопьювад

В соответствии с 210-ФЗ государство обязано предоставить гражданам своей страны получать информацию о текущей успеваемости своих детей через электронный дневник. Поэтому школы республики обязаны вести электронный журнал успеваемости.

Вместе с тем, законные представители могут также получить информацию о текущей успеваемости ребенка лично, придя в школу или посредством почтового отправления.

Если у родителей нет компьютера, то на телефоне можно загрузить интернет-страницу с электронным дневником или установить мобильное приложение электронного дневника. Информация об этой возможности вместе с инструкцией размещена на сайте министерства.

Покупка рабочих тетрадей. В чьей компетенции?

Обязательное использование рабочих тетрадей нормативно не закреплено. В случае, если образовательная организация считает необходимым использовать для обучения рабочие тетради или иные средства обучения, то она обязана предусмотреть различные варианты обеспечения школьников данными средствами обучения (приобретение новых пособий, предоставление в пользование ранее использованных тетрадей и контурных карт, тиражирование путем копирования пособия и др.).

Обязать родителей приобретать рабочие тетради образовательная организация не имеет права, решение об их  приобретении  родители вправе  принимать самостоятельно и исключительно на добровольной основе.

16.                               

с. Усть-Кулом

 

1. Выделяются ли (согласно закона) деньги из федерального бюджета  на нужды школ в полном необходимом объеме (оплата зарплат персонала, обеспечение учебной литературой, средства гигиены, рабочие тетради - которые каждый год вынуждены покупать родители)?

2. Если средства выделяются в полном объеме, то почему  продолжается сбор денег с родителей на рабочие тетради и средства гигиены?

Андрей Дмитриевич Кудинов 

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в муниципальных образовательных организациях осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с утвержденными нормативами. 

Учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания на время получения образования в образовательных организациях предоставляются обучающимся бесплатно. Бесплатно предоставляются учебники и учебные пособия, включенные в федеральный перечень учебников.

Рабочие тетради не включены в вышеуказанный перечень и, соответственно, не могут быть приобретены за счет средств субвенции. 

Наличие рабочих тетрадей у обучающихся не является обязательным требованием к организации образовательного процесса, поэтому приобретаются родителями самостоятельно на добровольной основе.

Средства гигиены не относятся к расходам на реализацию образовательных программ, соответственно также не могут быть приобретены за счет средств субвенции. 

17.                               

г. Сосногорск

Моя дочь пошла в первый класс, учатся они до 11:50. Бабушки у нас далеко, и меня на работе постоянно отпускать для того, что бы встречать ребенка из школы никто не будет. Почему отменили в школах группы продлённого дня, где дети делали уроки, играли? Где будут болтаться наши дети пока мы работаем?

 

Наталья Н.

Группа продленного дня – это услуга по присмотру и уходу за детьми, которая Федеральным законом об образовании отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, в зависимости от имеющихся ресурсов муниципальное образование самостоятельно принимает решение об открытии групп продленного дня. Вместе с тем, организовать группы можно за счет средств родителей обучающихся в рамках договорных отношений.

Управление образования г. Сосногорска с 11 сентября организует работу по открытию групп продленного дня на безвозмездной основе.

18.                               

г. Сосногорск

В этом году обучение в ВУЗах на очном и заочном отделении выросло в два раза (ВУЗы Ухты, Сыктывкара). А бюджетных мест стало меньше. В нашей семье трое детей, двое уже старшеклассники, даже страшно представить, как мы будем учить детей с такими ценами? Планируется ли какая то поддержка многодетным семьям при поступлении в ВУЗ? Рассматривается ли возможность ПЕРВОГО высшего образования бесплатно для всех желающих на федеральном уровне?

Елена С.

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего (утвержден Приказом Минобрнауки РФ №1147 от 14.10.2015) не предусматривает особых прав  при приеме на обучение по программам высшего образования для многодетных семей.

Что касается бюджетных мест в вузах Республики Коми, в 2017 г. общий объем контрольных цифр приема по программам высшего образования за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2017 году в сравнении с 2016 годом увеличился на 226 мест и составил 2  806 мест.

19.                               

г. Сосногорск

1. Учебники выдают бесплатно, но все потрёпанные и рваные, с нецензурной бранью и рисунками на страницах, почему перед выдачей не приводят их в порядок? Можно ли обязать школу, в частности библиотекаря, перед приемом учебников в конце учебного года, проверять сохранность учебника, и при сдаче учебника в ненадлежащем виде взымать с родителей сумму на новый учебник?

2. Родителей обязывают за деньги приобретать рабочие тетради, которые помимо большой стоимости еще и малоэффективны. Они большие по размеру и неудобные в использовании. Может ли школа на своем уровне отказаться от них и использовать обычные тетради? Или это «рекомендации» сверху?

Екатерина М.

1. В школах библиотекари проводят разъяснительную работу с обучающимися по вопросам бережного отношения к учебникам, их аккуратного использования. В конце учебного года при сдаче учебников библиотекари осуществляют проверку сдаваемых книг на их сохранность.

Обязать родителей покупать новый учебник взамен испорченного школа не имеет права. В каждом случае вопрос решается в индивидуальном порядке.

Вместе с тем, родители должны также проводить разъяснительную работу со своими детьми по бережному отношению к чужому имуществу.

2. В соответствии со ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» определено, что учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания на время получения образования в образовательных организациях предоставляются обучающимся бесплатно. В федеральный перечень учебников для бесплатного использования в образовательном процессе рабочие тетради не включены.  Соответственно, за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов рабочие тетради приобретены быть не могут.

Обязательное использование рабочих тетрадей нормативно не закреплено. В случае, если образовательная организация считает необходимым использовать для обучения рабочие тетради или иные средства обучения, то она обязана предусмотреть различные варианты обеспечения школьников данными средствами обучения (приобретение новых пособий, предоставление в пользование ранее использованных тетрадей и контурных карт, тиражирование путем копирования пособия и др.).

Обязать родителей приобретать рабочие тетради образовательная организация не имеет права, решение об их  приобретении  родители вправе  принимать самостоятельно и исключительно на добровольной основе.

Рекомендаций «сверху» нет, рекомендуем в случае возникновения проблемы, обратиться к директору школы или в управление образования.

20.                               

г. Усинск

1. Будут ли установлены единые дни каникул и график учебного процесса (четверти или триместры) в школах Республики Коми?

 

2. Какие нововведения ожидают девятиклассников в этом учебном году?

 

3. Будет ли возможность для девятиклассников, которые в сентябре пересдадут ОГЭ поступить в средние профессиональные учебные заведения?

Готова задать вопросы в записи по телефону.

Анна Владимировна

1. Единый календарный учебный график для школ Республики Коми установлен не будет. В соответствии с Федеральным законом об образовании каждая образовательная организация вправе установить его самостоятельно. По решению учредителя, в целях удобства координации деятельности по организации отдых и оздоровления детей в период каникул, организации их досуга, на уровне муниципалитета может быть принят единый календарный учебный график.

2. В период с 28 сентября по 8 октября 2017 года планируется проведение широкомасштабной апробации модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах и оцениваться будет по системе «зачет»/«незачет», а также планируется, что в дальнейшем оно станет для выпускников 9 классов  допуском к государственной итоговой аттестации.

В настоящее время ведется работа по внесению изменений в действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в части регламентирующей организацию и проведение итогового собеседования по русскому языку.

Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.

(Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки)

2. Справка об изменениях в КИМ ОГЭ 2018 г.  

Учебный предмет  

Изменения в КИМ ОГЭ  

Биология
География
Информатика
Иностранные языки
История
Обществознание
Русский язык
Физика
Химия 

Изменений нет

Литература

1) Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).
2) Переработаны и приведены в соответствие с ЕГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.
3) Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 23 до 29.

Математика

По сравнению со структурой 2017 года из работы исключён модуль «Реальная математика». Задачи этого модуля распределены по модулям «Алгебра» и Геометрия».
Количество заданий и максимальный первичный балл оставлены без изменений.

 

21.                               

  г. Вуктыл

Способы стимулирования молодежи для участия в волонтерском движении? Есть личные книжки волонтеров. Но они выгодны только школьникам при поступлении в высшие учебные заведения. А можно было бы сделать так, что у кого есть волонтерская книжка с не менее, например, 10 записями и тому скидка в спортивные и культурные объекты Коми.

Сергеева Елена Владимировна

В регионе сложилась практика поощрения волонтерской деятельности. Всем добровольцам, отработавшим более 24 часов,  выдается Личная книжка волонтера. К Всемирному дню добровольцев, отмечаемому 5 декабря,  добровольцы награждаются благодарственными письмами разного уровня. Самые активные добровольцы награждаются поездками на различные форумы.   

Также в каждом муниципалитете и общественном объединении разработана своя система поощрений. Например, в г. Воркута добровольцы награждаются  «Золотой картой добровольца», которая позволяет получать скидку в государственных учреждениях города. Также многие объединения и муниципалитеты практикуют практику выделения лучших добровольцев, публикуют о них информацию в СМИ, ведут в социальных сетях рубрику «Волонтер недели/месяца».

22.                               

г. Вуктыл

Молодежи предлагают открывать НКО, но нет информации о том, как это сделать и как необходимо вести работу. Необходимо продумать способы по обучающим семинарам и тренингам.

Осипова Ирина Михайловна

Консультативную помощь по указанному вопросу оказывает ГАУ РК «Республиканский центр поддержки молодежных инициатив», Центр инноваций социальной сферы в ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»

23.                               

г. Вуктыл

Имеет ли право школа самостоятельно  разработать рабочую программу по учебным предметам, так, чтобы ученики начального звена учились 5 дней в неделю?

Жукова Ольга Александровна

Установление режима работы образовательной организации по 5-дневной учебной неделе находится в исключительной компетенции образовательной организации при условии соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических требований к режиму образовательного процесса и прав обучающихся  на получение качественного образования  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования.

Родители обучающихся являются участниками образовательных отношений и имеют право принимать участие в формировании основной образовательной программы начального общего образования.

Вы можете обратиться к директору образовательной организации, в которой обучается Ваш ребенок, с целью предложения о рассмотрении варианта организации учебного процесса по 5-дневной учебной неделе.

24.                               

Населенный пункт

с. Объячево

С 1 сентября 2017г родителям  (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие Программы дошкольного образования, предоставляется компенсация платы за присмотр и уход за детьми с учетом нуждаемости.

При расчете среднедушевого дохода семьи индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию о доходах. В декларации о доходах ИП отражается не только сам доход, но и затраты на предоставление услуг, приобретение материалов, оплату труда.

Будут ли внесены изменения в форму  предоставления деклараций ИП?

Есть ли возможность при определении дохода  ИП  вычленить из декларации  затраты,  не относящиеся к доходам?

 

Порядок обращения родителей (законных представителей) за получением компенсации платы за присмотр и уход за детьми, утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 14 февраля 2007 г. № 20.

В соответствии с данным Порядком граждане, являющееся индивидуальными предпринимателями для подтверждения своих доходов представляют в управление образования или дошкольную образовательную организацию документы, подтверждающие доход индивидуального предпринимателя за календарный год, предшествующий году подачи заявления.

К документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, относятся документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

Уполномоченные сотрудники Управления образования, при исчисление среднедушевого дохода семьи руководствуется письмом-разъяснением о порядке определения доходов предпринимателей,

применяющих специальные налоговые режимы Управления федеральной налоговой службы по Республике Коми.

25.                               

с. Объячево

Будут ли до конца 2017года организованы  курсы повышения квалификации учителей физики  по астрономии?

учителя

ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» совместно с корпорацией «Российский учебник» запланировал на 3 октября 2017 года курсы повышения квалификации для учителей физики «Преподавание астрономии в условиях введения ФГОС СОО» с участием методистов и авторов учебников по астрономии издательства «Российский учебник» объединенной группы «Дрофа», «Вентана-Граф».

В ходе обучения будут рассмотрены следующие темы: «Преподавание астрономии в условиях введения ФГОС СОО», «Научные основы современной астрономии», «Современные дидактические требования и методика проектирования урока астрономии», «Достижение планируемых результатов обучения в условиях организации внеурочной деятельности по астрономии», «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса преподавания астрономии».

 

26.                               

с. Объячево

В каких классах в новом учебном году реализуется программа  основ духовно- нравственной культуры народов России в соответствии с  ФГОС основного общего образования?

учителя

В 5 классах.

27.                               

С.Визинга

В с.Визинга требуется строительство новой школы. Здание № 2 было построено в 1960-е годы. Согласно техническому заключению здание №2 средней школы находится в ветхом состоянии. Ранее строительство школы было запланировано на 2016-2017 гг .   на условиях государственно-частного партнерства. Коми республиканский Инвестстройцентр подготовил  проект средней образовательной школы на 501 место в с.Визинга, который успешно прошел госэкспертизу. Однако, в связи с отсутствием  средств строительство школы с. Визинга  из проекта бюджета Республики Коми на 2017-2018 гг.  исключено.

В настоящее время учащиеся школы занимаются в две смены в 3-х зданиях. Количество детей в Визингской СОШ с каждым годом увеличивается, сейчас их количество превысило 980 человек. В скором времени встанет вопрос о трехсменном обучении. Родители выражают крайнее недовольство, что детям приходится обучаться в 2 смены, что негативно сказывается на  качестве обучения и здоровье детей.

В ходе рабочей поездки в Сысольский район 23 января 2016 года на совещании с руководством и депутатами Совета МР «Сысольский» С.А.Гапликов заверил, что строительство школы в с.Визинга будет осуществлено после 2020 года. Хотелось бы знать точные сроки начала строительства.

Родители учащихся Визингской СОШ, общественность

Министерством поддержано ходатайство администрации района «Сысольский» о строительстве школы с.Визинга, оказана поддержка району в подготовке необходимой проектной документации.

В целях привлечения средств федерального бюджета на строительство школ в 2018 году Министерство в июле приняло участие в конкурсном отборе среди субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий.

По результатам конкурсного отбора Республика Коми вошла в число субъектов, которым предусмотрено выделение средств федерального бюджета в 2018 году на завершение строительства объектов общего образования, которые должны быть введены до конца 2018 года.

Средства республиканского бюджета Республики Коми, высвобожденные в результате поступления средств федерального бюджета в 2018 году, будут направлены на начало строительства новых объектов образования. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми поддерживает строительство нового здания средней общеобразовательной школы с.Визинга Сысольского района при наличии достаточных  финансовых возможностей.

28.                               

С.Визинга

2.В райцентре остро стоит проблема  строительства детского дошкольного учреждения на 120 мест,  т.к.  детсад № 5 с.Визинга находится в ветхом состоянии, требует капитального ремонта, не отвечает требованиям надзорных органов.

Строительство  детского сада  на 120 мест с. Визинга не вошло в Республиканскую программу изменения инфраструктуры образовательных учреждений. По состоянию на сегодняшний день отведен земельный участок под строительство. Когда начнется строительство садика? Проблема очень злободневная.

Родители, общественность

Детский сад в с.Визинга включен в стратегический план строительства объектов образования.

В настоящее время реализуется программа по строительству школ, в случае наличия источников финансирования вопрос о строительстве детского сада будет рассмотрен.

29.                               

Г. Емва

Мой внук учится в шестом классе в школе № 2, у них с первого сентября нет бесплатного питания, хотелось бы узнать, почему нет и будет ли?

Коновалова Оксана Николаевна,

На основании части второй статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Законом Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрены расходы на субсидии из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на организацию питания обучающихся 1-4 классов в муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, реализующих образовательную программу начального общего образования в размере 326,7 млн. рублей.

В настоящий момент на основании статей 37 и 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 29 мая 2017 г. № 172 питанием обеспечиваются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, также дополнительно, по решению муниципальных властей обеспечены питанием обучающиеся из многодетных семей.

Справочно: До вступления в силу решения Совета муниципального района «Княжпогостский» от 29 мая 2017 г. № 172 для организации питания всех обучающихся в муниципальных образовательных организациях, за исключением обучающихся в установленном порядке признанных малоимущими, из бюджета муниципального района выделялось 12 рублей на одного обучающегося в день посещения им занятий.

30.                               

Корткеросский район, с. Корткерос

В СМИ прошла информация, что Республика Коми выиграла грант  в сумме 12 млн. рублей на внедрение новой системы финансирования в дополнительного образования, что будут выдаваться образовательные сертификаты.

1.                            Кому будут выдаваться эти сертификаты – только учреждениям минобразования или спорта, культуры тоже ?

2.                              Будут ли распределены эти сертификаты сельским школам  ?

3.                            Кто будет выдавать эти сертификаты – министерство или район ?

Елена Николаевна

 

Грант Минобрнауки России получен на поддержку реализации приоритетного проекта Республики Коми «Доступное дополнительное образование для детей». Проектом предусмотрено создание модельного центра дополнительного образования детей на базе ГАУДО РК «РЦДО». Функциями данного модельного центра будут методическое, информационное сопровождение модернизации республиканской системы дополнительного образования детей. В рамках приоритетного проекта предусмотрено создание опорных муниципальных центров на базах имеющихся муниципальных организаций дополнительного образования детей, которые должны стать ресурсными центрами на своей территории. Приоритетным проектом предусмотрено также внедрение системы персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей.

Планируется, что персонифицированное финансирование будет реализовано посредством электронных образовательных сертификатов, стоимость обучения по различным программам дополнительного образования будет рассчитываться индивидуально исходя из вида и направленности программы, количества необходимых материально-технических средств для реализации программы, а также иных условий. Таким образом, финансирование дополнительного образования будет ориентировано не на образовательную организацию, а на образовательную программу и педагога, реализующего её. Это позволит создать большую конкуренцию в сфере услуг дополнительного образования детей, обеспечить поддержку наиболее востребованных программ и направленностей дополнительного образования.

Модельным центром должен быть утверждён реестр поставщиков услуг дополнительного образования детей (государственные и муниципальные учреждения культуры, спорта и образования, а также частные организации и индивидуальные предприниматели в сфере дополнительного образования детей, имеющие соответствующие лицензии). Далее поставщиками услуг будут предлагаться образовательные программы для реализации в рамках системы персонифицированного финансирования. Из данного перечня программ дети и родители смогут выбирать программу, соответствующую их потребностям.

В настоящее время Министерством выбирается региональная модель внедрения данной системы. Персонифицированное финансирование может реализовываться в рамках муниципальной модели, в таком случае сертификаты будут выдаваться опорным муниципальным центром. Также модель может быть республиканской, в таком случае сертификаты будут выдаваться модельным региональным центром. Персонифицированное финансирование должно быть внедрено с сентября 2018 года. Внедрение персонифицированного финансирования оправдано на территориях, где есть конкуренция между учреждениями дополнительного образования, а также где есть частный сектор (ИП, частные организации), требующий поддержки из бюджета. Если в сельском поселении дополнительное образование существует только на базе одной школы, то внедрение данной системы в данном случае бесперспективно. Таким образом, в сельской местности сертификаты выдавать не планируется, т.к. они смогут быть реализованы только на базе имеющегося учреждения (школы, центра).

 

 

 

 

 

Фотографии


Ещё новости о событии:

14 сентября в 16.00 Общественная палата Республики Коми проводит круглый стол совместно с общественным советом Министерства образования, науки и молодежной политики РК на тему: «Сельские школы:
17:30 12.09.2017 Общественная палата - Сыктывкар
Фото Антона Пархачева В Сыктывкаре с 4-5 октября пройдет Республиканский образовательный форум "Образование.
12:04 12.09.2017 ИА Комиинформ - Сыктывкар
В столице Коми 4-5 октября пройдет республиканский образовательный форум «Образование.
10:14 12.09.2017 Bnkomi.Ru - Сыктывкар
В Коми проведен глубокий анализ качества образования в школах. О его результатах главе Коми Сергею Гапликову доложила вице-премьер правительства - министр образования, науки и молодежной политики республики Наталья Михальченкова,
22:33 11.09.2017 Bnkomi.Ru - Сыктывкар
Благодаря победе в конкурсе Министерства образования и науки России республика получит федеральную субсидию на 2018 год для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья.
21:36 11.09.2017 Газета Республика - Сыктывкар
О результатах анализа по итогам прошедшего учебного года Главе Республики Коми Сергею Гапликову доложила заместитель Председателя Правительства – министр образования, науки и молодёжной политики Республики Коми Наталья Михальченкова.
20:36 11.09.2017 Министерство образования - Сыктывкар
Министерство образования Республики Коми публикует ответы на вопросы, поступившие на программу "Личный прием" 6 сентября 2017 года в адрес заместителя министра образования, науки и молодежной политики Наталья Якимовой - Министерство образования
  Министерство образования Республики Коми публикует ответы на вопросы,
20:08 11.09.2017 Министерство образования - Сыктывкар
О результатах анализа по итогам прошедшего учебного года Главе Республики Коми Сергею Гапликову доложила заместитель Председателя Правительства – министр образования, науки и молодёжной политики Республики Коми Наталья Михальченкова.
19:23 11.09.2017 Интернет-газета Коми - Сыктывкар
В Сыктывкаре с 4-5 октября пройдет Республиканский образовательный форум  «Образование.
19:10 11.09.2017 Министерство образования - Сыктывкар
О результатах анализа по итогам прошедшего учебного года Главе Республики Коми Сергею Гапликову доложила заместитель Председателя Правительства – министр образования, науки и молодёжной политики Республики Коми Наталья Михальченкова.
19:04 11.09.2017 Администрация Республики Коми - Сыктывкар
15 муниципалитетов Республики Коми получат субсидии на развитие туризма Субсидии направлены на реализацию муниципальных программ развития туризма.
19:02 11.09.2017 Министерство культуры - Сыктывкар
Фото Антона Пархачева В Республике Коми проведён глубокий анализ качества образования школьников.
18:58 11.09.2017 ИА Комиинформ - Сыктывкар
 
По теме
Управлением Роскомнадзора по Республике Коми (далее – Управление) в  сентябре 2017 года проведено плановое мероприятие систематического наблюдения в сети Интернет в области персональных данных,
Правительство России одобрило распределение дополнительных субсидий на ежемесячные денежные выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей.
По данным Управления занятости Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, на 1 октября 2017 года численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости республики, составила 6 633 человека,
По данным Управления занятости Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, на 1 октября 2017 года  численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости республики, составила 6633 человека,
В рамках Месячника гражданской обороны специалисты по надзорной деятельности  МЧС России вместе с огнеборцами  провели занятия по основам безопасности жизнедеятельности во всех образовательных учреждениях Княжпогостского
В дни юбилея гражданской обороны в образовательных учреждениях города Вуктыла проходят встречи учащихся с сотрудниками МЧС России по Республике Коми.
18 октября 568 десятиклассников Республики Коми примут участие в Национальном исследовании качества образования по учебным предметам «Биология» и «Химия».
1 сентября 2017 года стартовала Всероссийская кампания по организации всеобщих выборов председателей советов обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования «Тво
Об этом заявил Глава Республики Коми в ходе торжественного собрания, посвящённого Всероссийскому Дню учителя и состоявшегося в рамках регионального форума «Образование, государство, общество».
Об этом заявил Глава Республики Коми в ходе торжественного собрания, посвящённого Всероссийскому Дню учителя и состоявшегося в рамках регионального форума «Образование, государство, общество».
Об этом заявил Глава Республики Коми в ходе торжественного собрания, посвящённого Всероссийскому Дню учителя и состоявшегося в рамках регионального форума «Образование, государство, общество».
В 2017 году в рамках этой подпрограммы (входит в госпрограмму  «Развитие экономики» – Прим.
На площадке образовательного форума в Коми обсудили проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 4 октября в рамках образовательного форума «Образование.
Заместитель председателя Правительства Республики Коми - министр образования,
В Госсовете Коми состоялся откровенный разговор между родителями и представителями образования региона Сегодня, 4 октября, в большом зале Государственного Совета Республики Коми в рамках образовательного форума «Образование.
"У войны не женское лицо" - Газета Сияние Севера   В преддверии Международного женского дня 8 Марта волонтеры Победы Вуктыла провели для учащихся школы №2 им.
Газета Сияние Севера
Так вот ты какой, северный олень! - Газета Сияние Севера В рамках Дня дикого северного оленя в национальном парке «Югыд ва» прошло мероприятие с воспитанниками детского сада «Золотой ключик».
Газета Сияние Севера
Безоговорочно лучший помбур! - УГТУ 13 марта в горно-нефтяном колледже Индустриального института (СПО) УГТУ прошел конкурс профессионального мастерства по профессии "Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ".
УГТУ
2024-03-18 02 - ВТК-24 С целью привлечения повышенного внимания несовершеннолетних к вопросам обеспечения пожарной безопасности, для обучающихся начального звена Вуктыльских школ были организованы экскурсии в городскую пожарную часть.
ВТК-24
Республика придет на помощь Ровенькам - Газета Республика Коми поможет Ровенькам (Луганская Народная Республика) восстановить жилые дома, пострадавшие в ходе атаки украинских неонацистов на город.
Газета Республика
Опасные болезни животных - Газета Вперёд Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми предупреждает о напряжённой эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней и бешенству.
Газета Вперёд
День воссоединения с Россией - Газета Республика Крым и Севастополь десять лет в «родной гавани» 18 марта исполнилось десять лет со дня возвращения Республики Крым и Севастополя в состав России.
Газета Республика
3t_HOk1V74c.jpg - Национальная детская библиотека Дмитрий Емец – известный писатель , чьи книги пользуются огромной популярностью.
Национальная детская библиотека