«Комиавиатранс» попал в финансовую яму

Фото: www.tribuna.nad.ru

В советские времена авиация в Коми была, что называется, на высоте. Свой аэродром имел практически каждый крупный населенный пункт. Из Кослана через Сыктывкар можно было улететь в Софию. Из Воркуты напрямую в Анапу и Адлер. Из Сыктывкара в не менее чем тридцать городов России. Причем по вполне доступным ценам. Например, билет до Кирова стоил 10 рублей, до Воркуты – 25.
Студенты, учившиеся в Питере и Москве, летали домой после каждой сессии, по три-четыре раза в год. И в самолете был обязательный набор: чай-кофе, леденцы, свежая пресса, легкий завтрак. Сегодня из бесплатного на борту –только инструктаж о том, как застегнуть ремень и где искать надувной трап…
Значительная часть территории Коми труднодоступна для наземного транспорта. Поэтому пассажирская авиация для нас особенно важна. Но с конца 90-х годов количество действующих аэропортов резко сократилось. Аэропорты остались в семи городах, почти все остальные были переведены в разряд муниципальных вертолетных площадок. (Причем на 70% этих площадок до сих пор не оформлено право собственности).
Питать иллюзий не стоит – крупные авиакомпании типа «Аэрофлота» никогда не будут уже летать из Сыктывкара в Печору или Ухту, для них это слишком мелкий рынок. Для межрегиональных и внутренних рейсов должны быть компании с небольшим парком самолетов и вертолетов. И у нас она, слава Богу есть. Правда, еле-еле сводит концы с концами.

С бразильским приветом!

Еще в 2014-м компания «Комиавиатранс», казалось, была на подъеме. Она получила 2,4 млн чистой прибыли, приобрела четыре чешских самолета L-410, заключила сделку на приобретение в лизинг шести самолетов Embraer, планировала построить международный терминал и даже подумывала о ребрендинге, чтобы красиво интегрироваться в общероссийскую сеть авиаперевозчиков.
Но потом начался спад. В 2015-м чистый убыток предприятия составил 152,2 млн рублей, в 2016-м – 209,4 млн. И это несмотря на то, что 63% перевозок выполняется при государственной поддержке. Не удастся выровнять ситуацию и в текущем году.
«Элки» (L-410) сегодня по большей части стоят на приколе. Из четырех самолетов летают два, и то на честном слове, потому что катастрофически не хватает запчастей. (Техники из Сыктывкара вахтой ездят чинить «чебурашек» – так называют маленькие самолеты сами пилоты – в Ухту, где для этих нужд есть хотя бы крытый ангар). «Эмбраеры», на которые была сделана главная ставка руководства компании и республики, пока летают, но в основном – не в республике, а за ее пределами. К тому же именно из-за бразильских лайнеров «Комиавиатранс» и застрял в зоне финансовой турбулентности.

На грани банкротства

Проверка Контрольно-счетной палаты РК, проводившаяся в прошлом году, показала, что компания находится на грани банкротства. «Кто виноват и что делать?» – пытались разобраться депутаты Госсовета РК и посвятили этому специальное совещание.
– Причины тяжелого финансового состояния носят комплексный характер, отметила председатель КСП Елена Филимонова. – Связаны они со снижением пассажиропотока, отсутствием рентабельности перевозок на социально значимых маршрутах, а также заключением договоров аренды шести самолетов Embraer с оплатой лизинговых платежей в иностранной валюте. Кроме того, более 70% в структуре себестоимости полетов составляли постоянные затраты на содержание самой компании, штатная численность работников которой была неоправданно завышена.
Стоит напомнить, как расписывал три года назад предстоящую сделку по покупке шести «Эмбраеров» тогдашний министр промышленности и транспорта РК Андрей Самоделкин. «Мы рассчитываем получить федеральную субсидию, примерно по 1,5 млн долларов на каждый самолет. Цена каждого лайнера составляет шесть миллионов долларов, то есть один самолет обойдется нам бесплатно», – радовался министр.
Но не зря говорят, если хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Сделка была опрометчиво оформлена с фиксированной ценой в евро. Курс скакнул – и вместо «бесплатного» самолета республика до сих пор выплачивает курсовую разницу, на которую можно было бы купить еще одно воздушное судно.
По словам нынешнего министра промышленности Николая Герасимова, с трудом, но все же удалось-таки подписать с компаниями-кредиторами соглашение о предоставлении рассрочки по лизинговым платежам. Сегодня «Комиавиатранс» вышла на новые графики платежей и даже планирует удвоить авиапарк «Эмбраеров».

Земля и небо

Сегодня большую часть средств компания тратит на поддержку аэропортового комплекса. «Земля» всегда будет у нас давать убытки, это наша судьба», – отметил Н. Герасимов. Самоокупаемыми в республике являются только Сыктывкарский и Усинский аэропорты. Остальные ежегодно уходят в многомиллионный «минус», к тому же, требуют ремонта. Самым проблемным остается аэропорт Ухты. Количество маршрутов, а вместе с ними и прибыль могли бы обеспечить перевозки на новейших самолетах с низкой посадкой двигателя, но принимать их аэропорт не сможет, пока не отремонтируют взлетно-посадочную полосу, а это не меньше 300 млн рублей.
Республика рассчитывает на федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», в которую аэропорт Ухты вошел вместе с Воркутой и Усинском. Однако сроки финансирования регулярно откладываются. И выделение федеральных средств возможно лишь при соответствующей финансовой поддержке со стороны республики.
– Несмотря на объективные трудности, главная цель авиакомпании в 2017 году – выход на безубыточность», – заявил на совещании в Госсовете генеральный директор АО «Комиавиатранс» Александр Пономарев. – Вне зависимости от загрузки у жителей всех городов должна быть возможность пользоваться услугами авиалиний».
Руководитель компании попросил депутатов обратиться к правительству республики с предложением об изменении направления субсидирования: с пассажирских перевозок на возмещение убытков аэропортной деятельности. Это сдержит аэропортные тарифы. Кроме того, известно, что у руководства компании и республики давно есть желание разделить «землю» и «небо». На этот год запланирована также реорганизация путем учреждения двух дочерних предприятий: ООО «Международный аэропорт Сыктывкар» и ООО «Аэропорты Республики Коми».

Небо в клеточку

Одной из стратегических задач на 2017-й должно было стать появление новой межрегиональной авиакомпании совместно с Кировской областью.
Ровно год назад в Коми приезжал губернатор Никита Белых и вместе с главой республики Сергеем Гапликовым они объявили тогда о намерении объединить ресурсы. Если бы все срослось, Кировская область получила бы возможность организовать пассажирские и грузоперевозки из своих аэропортов, а компания «Комиавиатранс» приобрела новые рынки сбыта своих услуг. Но не срослось. Кировский губернатор очутился в камере СИЗО…

От винта!

Тем не менее, по словам Н. Герасимова, «мы не потеряли оптимизма создать хорошую региональную компанию, которых сегодня в России не существует». Предложения войти в состав АО «Комиавиатранс» были сделаны не только Кировской области, но также Мурманской, Архангельской и Калужской областям, Пермскому краю, Карелии. Работа в данном направлении продолжается.
Потенциал у компании есть. Сегодня во владении «Комиавиатранса» 41 воздушное судно (в том числе 32 вертолета МИ-8 различных модификаций). Летчики «Комиавиатранса» по-прежнему пользуются хорошей репутацией, их охотно вербуют для выполнения сложных заданий не только российские, но и иностранные компании.
Для стабилизации ситуации нужна поддержка правительства региона и четкое понимание, куда двигаться дальше.
Известно, что «Комиавиатранс» планирует приобрести четыре самолета Sukhoi Superjet-100 и девять самолетов Embraer, чтобы задействовать эти суда на международных авиалиниях. (К слову, с октября 2015 года «Комиавиатранс» имеет разрешение на полеты в три европейские столицы: Копенгаген, Амстердам и Таллин.) Вполне по силам расширить географию полетов и по России: в Самару, Воронеж, Симферополь.

«Этот стон у нас песней зовется…»

Есть, правда, еще одно серьезное препятствие для развития местной авиации – тарифы. И это отдельная грустная песня! Не первый год звучит тезис о том, что для внутренних перевозок по стране должны быть преференции. А пока в Турцию слетать дешевле, чем на Урал. В Тунис легче, чем в Саранск. Не говоря уж об Алтае или Камчатке.
В стране катастрофически мало горизонтальных связей. Условно говоря, сыктывкарцы мало ездят в Пермь или Екатеринбург. Трудно представить, чтобы школьники из Ухты массово полетели на каникулы на экскурсию в Ярославль…
Будучи формально федеративной, Россия превратилась в суперцентрализованное государство. И это отражается не только на финансовых потоках, которые текут из регионов в столицу. Но и на потоках грузопассажирских. Сегодня, куда бы ни планировал полететь любой россиянин – из Вологды в Калугу, из Петрозаводска в Иркутск, из Пензы в Тулу, – ему обязательно нужно брать билет через Москву…

Игорь АРТЕМОВ.

 
По теме
 
Минпром Республики Коми информирует о временном прекращении осуществления перевозок по некоторым маршрутам - Министерство развития промышленности, транспорта и связи Минпром Республики Коми информирует о временном прекращении осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 513 «Сыктывкар — Ёльбаза»,
01.08.2017
Между социально ориентированными НКО Коми распределят 3,3 миллиона рублей из республиканского бюджета - ИА Комиинформ Фото из архива "Комиинформа" Государственное учреждение Республики Коми "Центр поддержки развития экономики Республики Коми" объявляет о начале приема документов на предоставление за счёт средств республиканского бюдж
22.07.2017
ПРОТОКОЛ № 2 от 21.07.
21.07.2017
 
Ветераны из Республики Коми, проживающие в Москве, начали получать региональную газету по благотворительной подписке - Газета Республика Газету «Республика» с доставкой на дом еженедельно получают участники Великой Отечественной войны и вдовы участников ВОВ из Республики Коми, ныне проживающие в Москве.
20.07.2017
Ветераны из Республики Коми, проживающие в Москве, начали получать региональную газету по благотворительной подписке - Постоянное представительство при Президенте РФ Газету «Республика» с доставкой на дом еженедельно получают участники Великой Отечественной войны и вдовы участников ВОВ из Республики Коми, ныне проживающие в Москве.
19.07.2017
Протокол № 1_17.07.
17.07.2017
JPG Файл - МВД Республики Коми Сотрудниками уголовного розыска МО МВД России «Сысольский» разыскивается без вести пропавший Сажин Вячеслав Александрович, 03.09.1969 г.р., проживающий по адресу: Республика Коми, Сысольский район, п. Визиндор, ул.
19.07.2018 МВД Республики Коми
ampravda.ru Сотрудники следственного отдела по Усинску следственного управления СК России по Коми завершили расследование уголовного дела в отношении 41-летнего мужчины, обвиняемого в истязании несовершеннолетнего пасынка.
16.07.2018 Газета Республика
16.07.2018 ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" подвёл итоги XIV всероссийской акции "Спорт - альтернатива пагубным привычкам" 2017-2018 учебного года.
19.07.2018 Министерство образования
Спасти рядовую бабушку - Газета Республика Юные артисты из воскресной школы «Гефен» представили спектакль про войну Премьера спектакля «Спасти бабушку Иду» прошла в Сыктывкаре в минувший вторник.
18.07.2018 Газета Республика
16-17 июля в Койгородке случился потоп местного значения. Ливнями размыло дороги, тротуары, огороды и цветники местных жителей, особенно пострадали Центральная библиотека и краеведческий музей.
18.07.2018 Газета Республика
«У поэта нет возраста», – эту фразу народный поэт Коми Надежда Мирошниченко трактует по-своему: «Возраст есть, но не все его чувствуют, и я не чувствую».
18.07.2018 Газета Республика
Финно-угорские барды встретились в Помоздино Трехдневный межрегиональный семинар бардов «Шылад» («Мелодия») прошел на минувшей неделе в Усть-Куломском районе Коми.
18.07.2018 Газета Республика
Наш пострел везде поспел - СыктГУ Наш пострел везде поспел 21 и 22 июля в Москве состоится всероссийский чемпионат по интеллектуальному шоу «Ворошиловский стрелок».
19.07.2018 СыктГУ
TIqTNre-cEs.jpg - Агентство по физкультуре и спорту Руководство и коллектив Министерства физической культуры и спорта Республики Коми и подведомственных учреждений поздравляют с Днём рождения заслуженного мастера спорта по лыжным гонкам и пятикратного чемпиона Сурдлимпийс
19.07.2018 Агентство по физкультуре и спорту
Фото Дмитрия Наапалкова 17 июля в Доме дружбы народов Республики Коми состоялось учредительное собрание по созданию региональной федерации национального вида спорта Коми – гонок на охотничьих лыжах.
18.07.2018 Газета Республика
В столице Коми впервые прошел межрегиональный турнир по пляжному волейболу 14-15 июля в Сыктывкаре состоялись соревнования по пляжному волейболу Syktyvkar Open.
16.07.2018 Газета Республика
Сыктывкарка стала абсолютной чемпионкой мира по тхэквондо В ЮАР 9–14 июля прошел одиннадцатый чемпионат мира по тхэквондо ГТФ.
16.07.2018 Газета Республика
С понедельника, 23 июля, Сыктывкарские тепловые сети Коми филиала «Т Плюс» приступают к очередному этапу гидравлических испытаний по магистральному трубопроводу № 2.
19.07.2018 Администрация г.Сыктывкар