Командир батальона на ледовом треке (читайте в газете "Республика")

DSC07284.jpg
Фото: mvd.ru

В начале 2000-х в столице Коми начали набирать популярность ледовые гонки. На трибунах стадионов в центре города или в Эжве, где проходили этапы чемпионата «СуперШип», было многолюдно, несмотря на мороз и ветер. Многие из зрителей, наблюдающих за отчаянными гонщиками, нарезающими круг за кругом по льду, даже не подозревали, что один из них «в миру» – майор милиции, командир батальона ГИБДД.

В автоинспекцию Михаил Шустиков пришел в 1983 году вскоре после возвращения из армии. Там работали его друзья, с которыми он в школе занимался вольной борьбой. Очень скоро начальство заметило несомненный водительский талант молодого инспектора ДПС и сочло, что он может представлять Коми АССР на всесоюзном уровне. Вот такой парадокс: был «вольником», а стал автогонщиком. На чемпионаты МВД по автомногоборью приезжали участники со всех уголков СССР, так что конкуренция там была серьезная.

– Наша республика в 80-х считалась самой сильной в СССР по автомногоборью. Тренировал нас Сергей Габдуллин, он и сам участвовал в чемпионатах, – вспоминает Михаил Шустиков. – В автохозяйстве для нас была выделена специальная машина, постоянно тренировались, в основном на площадке в Кировском парке. Кроме вождения в многоборье входили другие соревнования, служебный биатлон, например. Так что и бегали, и в тире стреляли. Я успел принять участие в трех чемпионатах СССР, два из них выиграл – в 1987 и 1988 годах. А потом Союз начал разваливаться, соревнования, к сожалению, прекратились.

Впрочем, адреналина Михаилу Шустикову, ставшему к тому времени уже старшим инспектором, а потом  командиром батальона, и без гонок явно хватало. В лихие 90-е погони за угонщиками автомобилей, бандитами были явлением нередким. Побывал в таких переделках, каких и в кино не увидишь. Не раз приходилось ставить машину поперек дороги, перекрывая путь мчащемуся автомобилю.

– Один раз так грузовик останавливал. Обогнал его, развернулся. Ну стукнулся он в меня, и на этом тоже встал. Тут уже другие экипажи подъехали, задержали водителя, – рассказывает Михаил Шустиков.

В другой раз, догоняя преступника, поневоле искупался. Тот, понимая, что его вот-вот поймают, выскочил из машины и побежал в лес. Инспектор – за ним. На пути убегающего гражданина оказалась речка Човъю, в которую тот и сиганул. Пришлось сразу же прыгать за ним в полном обмундировании и ловить его в воде.

Рассказывает об этих случаях Михаил Шустиков со смехом, хотя бывало, что чудом жив оставался. Но об этом из него и слова не вытянешь. Зато коллеги помнят.

– Его однажды серьезно ранили во время погони, – говорит Алексей Туров, начальник сыктывкарского отдела ГИБДД. – Он на ходу перепрыгнул со служебной машины в МАЗ. По грузовику в это время стреляли, и одна пуля неудачно срикошетила.

Горожане о том, на что способны Михаил Шустиков и его сотрудники, которых он тренировал, могли судить по показательным выступлениям во время профессиональных праздников МВД. В числе прочего, например, меняли колесо у мотоцикла с коляской во время его движения.

Тем не менее остудить все это гоночный азарт не могло. В начале 90-х Михаил Шустиков вместе с такими же любителями автоэкстрима, среди которых кто только не встречался – и строители, и авиаторы, зимой начали гонять на стадионе в сыктывкарском Лесозаводе. Расчищали от сугробов футбольное поле, сначала ездили на обычных машинах, потом по мере возможности начали превращать их в гоночные. Кто-то сам варил каркасы, кто-то заказывал их в Кировской области, где зимние гонки тоже становились популярными. Михаилу Шустикову каркасы для его ВАЗ-2108 делали друзья из пожарной части.

– Пожалуй, началось все это от того, что мне действительно в какой-то момент скучно стало. И не мне одному, нас тогда много таких собралось. Не ругались ли жены, что машины разбиваем, которые тогда еще роскошью были? Ну мы же их сами и ремонтировали потом, – вспоминает он. – На снегу катались года два-три, а потом нам предложили попробовать поездить на льду, на стадионе Сыктывкарского ЛПК в Эжве. В этот момент в Кирове уже вовсю по льду на коротком треке ездили. Ну и мы начали. Тренировались в Лесозаводе, на конькобежном стадионе за главным корпусом СГУ, где получалось.

В то время участие того или иного гонщика в очередном этапе порой зависело исключительно от того, сможет ли он найти денег на очередной комплект шипованной резины. Время спонсоров еще не пришло. Но постепенно начала подтягиваться молодежь.

– В основном это лесозаводские парни были, сначала просто приезжали посмотреть, чтобы им помогли карбюратор подкрутить. Им же интересно: машины рычат, люди в шлемах. А потом потихонечку сами поехали, – рассказывает Михаил Шустиков.

В этот момент у него самого в семье тоже уже подросла смена. Сын Владимир родился в 1987 году. Начал учиться вождению под руководством папы, когда буквально до педалей дотягиваться стал. По словам Михаила Шустикова, в первый раз его сын в гонке на лесозаводском стадионе участвовал в 12 лет. Прав в такие годы еще не выдают, но с разрешения родителей ездить на закрытой площадке можно. В четырнадцать Шустиков-младший уже ездил на соревнованиях по фигурному вождению на Стефановской площади. А к моменту его шестнадцатилетия в столице Коми уже наступила эпоха расцвета «СуперШипа». Впрочем, на особом положении в чемпионате, появившемся во многом благодаря его отцу, Владимир Шустиков не был. Победы приходилось отбивать с боем у ровесников и земляков – Владимира Пушкарева, Евгения Скрипова, кировчанина Клима Бойкова. И у родного отца, разумеется.

Первая личная машина – белая «восьмерка» Михаила Шустикова, которая, исправно отработав несколько лет, перешла к его сыну. Сам он в середине 90-х собрал другую – купил старый «Фольксваген гольф», заказал во Владивостоке мотор от «Тойоты», вживил японское «сердце» в «немца» и дальше гонял уже на этом гибриде.

В 2000-х появились компании, готовые серьезно вложиться в «СуперШип», стадион предоставлял свое поле на выгодных условиях. Благодаря спонсорам гонщики обзавелись приличной экипировкой, машинами. У Шустиковых благодаря спонсорской поддержке появились «Хонды», изначально сделанные для трековых гонок, на которых они блестяще выступали и в Коми, и на выездных соревнованиях.

Увы, после 2008 года вложения в автоспорт со стороны бизнеса значительно сократились. Все годы экономического кризиса «СуперШип» продолжает существовать, гонщики ездят на соревнования в Кировскую и Архангельскую области, на состязания в Коми приезжают спортсмены из соседних регионов. Но масштаб уже не тот, и, как и в начале 90-х, многое держится на личной инициативе. Хотя интерес к этому виду автоспорта есть, каждый год приходят новички. Стоимость одного шипованного колеса, годящегося для гонок, – от 17 тысяч рублей, хватает этого на четыре выезда, поэтому многие ездят практически без тренировок. Содержать гоночное авто тоже довольно дорогое удовольствие, поэтому Михаил и Владимир Шустиковы решили оставить одну «Хонду» на двоих. На машине, которой уже 15 лет исполнилось, ездят по очереди.

– Мотор у нее очень живучий, выигрываем еще на ней. Придумали себе такое правило. Если в городе соревнования, то Вова катается. А если выездные – то я, – говорит Михаил Шустиков.

Особо развернуться старшему и младшему Шустиковым, к сожалению, негде. Потому что в Сыктывкаре на стадионе можно проводить лишь короткие трековые гонки – 400 метров. Ледовых гонок на такие дистанции в России проводят мало, так что они даже в официальный список соревнований не входят. Так что пока у сыктывкарских «зимних» гонщиков, сколь бы талантливы они ни были, шансов попасть в большой спорт мало – им даже тренироваться негде.

– На длинных треках есть возможность развиваться, стать чемпионом страны. А у нас возможности залить длинный трек нет. Обращались в разные инстанции, просили поддержать – пока безрезультатно, – говорит Михаил Шустиков. – Я бы и сам с удовольствием попробовал поездить на длинном треке, надоело уже как-то на коротком, на одном боку кататься. Была бы хоть небольшая поддержка – а больше нам ничего не надо. Главное, что у нас желание есть.

На вопрос, что было бы, если бы ему предложили длинный трек в другом городе Коми, пусть и удаленном, в Усинске например, автогонщик не раздумывая говорит, что согласился бы на переезд.

В последние годы возобновились те самые соревнования по ведомственному автомногоборью, участвуют в них большинство регионов России. В прошлом году команда из Коми, подготовиться которой помогал Михаил Шустиков, заняла 23 место из 72, а в этом – уже шестое.

На днях он официально завершил свою карьеру в ГИБДД. 55 – предельный возраст для службы. Последние два года он проработал начальником отделения технического надзора ГИБДД по Сыктывкару. Фактически отвечал за состояние автотранспорта всех учреждений и предприятий столицы Коми – от малого бизнеса до министерств.

– Он отличный специалист и человек замечательный – умный, скромный, веселый. Нам его жалко отпускать на пенсию, но ничего не поделаешь, – говорит Алексей Туров. – Хоть физическая форма у него такая, что молодые позавидуют. И стаж, кстати, уже очень большой, почти 34 года, это по нашему льготному исчислению – полвека. Представляете? Человеку 55 лет, а стаж у него – 50. Он очень много знает, и знаниями своими всегда охотно делится. И если речь идет о том, что кому-то нужно уровень вождения поднять, он всегда готов помочь. Хоть он от нас сейчас и уходит, но, надеюсь, помогать он нам будет и дальше.

Михаил Шустиков, выйдя на пенсию, планирует снова устроиться на работу, но пока не говорит, куда именно.

– Пока еще думаю. Будет ли эта работа тоже связана с автомобилями? Конечно. Да у нас же и так вся жизнь с ними связана, начиная с детской коляски, – смеется Михаил Шустиков. – Ну и спортивная машина точно просто так стоять не будет.

Когда номер газеты готовился в печать, выяснилось, что Михаил Шустиков вышел на работу в министерство физической культуры и спорта Коми.

Анна ПОТЕХИНА

Фото из архивов ГИБДД по Сыктывкару

 

 

 
По теме
Сыктывкарская мини-футбольная команда «Новая генерация» 21-22 марта провела очередные встречи в российском чемпионате суперлиги.
На прошедшем заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Усть-Вымского района были рассмотрены четыре вопроса, актуальных для начальной стадии весны.
Газета Вперёд
"Культурный десант": оперная певица Ольга Сосновская встретилась с учениками Усть-Куломской школы - ИА Комиинформ Фото Минкультуры Коми В Усть-Куломской средней школе прошла встреча учеников 5 и 6 классов и педагогов с Заслуженной артисткой Российской Федерации, Народной артисткой Республики Коми,
ИА Комиинформ