Итоги республиканского конкурса учреждений профессионального образования «Лучший мониторинг карьеры выпускников»



Республиканский конкурс учреждений профессионального образования «Лучший мониторинг карьеры выпускников» был проведен в соответствии  с приказом Министерства образования Республики Коми № 179 от 21.03.2013 г. 

На конкурс представили  заявки 20 образовательных учреждений  профессионального образования,  из них 3 – от образовательных учреждений высшего профессионального образования, 4 – от образовательных учреждений начального профессионального образования, 13 – от образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Эксперты отметили, что большинство образовательных учреждений профессионального образования реализуют эффективную систему работы по содействию трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников образовательных учреждений  профессионального образования Республики Коми.

В конкурсных материалах отмечается, что современной жизнью диктуется  необходимость учреждениям профессионального образования (далее УПО) расширять направления работы Центров содействия трудоустройству выпускников для оказания  психологической, информационной, юридической поддержки, для выстраивания делового сотрудничества между УПО, соискателем и работодателем, для проведения адаптационных мероприятий выпускника на рабочем месте. Конкурентоспособность и имидж современного УПО определяются профессиональной мобильностью и карьерными достижениями его выпускников.

1. Модернизация системы российского образования вызвала необходимость совершенствования форм взаимодействия УПО с работодателями. На сегодняшний день учреждения профобразования развивают принципиально новые формы взаимодействия с предприятиями и организациями различных форм собственности, оказывающими значительное влияние на рынок труда для выстраивания механизмов партнерства «УПО-работодатель» в различных форматах сетевых взаимодействий, отраслевых кластеров. 

Материалы продемонстрировали опыты УПО по карьерным достижениям, с первого этапа профориентационной работы, начиная с общеобразовательной школы.

Учреждения системы профобразования оказались вовлеченными в конкурентную борьбу друг с другом на возникшем рынке образовательных услуг, а их выпускники – на рынке труда. Получение престижной и хорошо оплачиваемой работы после окончания учебного заведения, возможностей для самореализации и карьерного роста стало фактором, определяющим рейтинг ОУ среди абитуриентов и, в конечном счете, его экономического благополучия. Поэтому для ОУ большое значение приобретает работа по повышению конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда, по их становлению как высококвалифицированных специалистов. Изменившиеся требования государства к профессиональному образованию существенно внесли коррективы в стратегию развития внутренних и особенно внешних факторов ОУ.

По результатам мониторинга определяются многие показатели, по которым работодатели выбирают соискателей. Работодателей интересуют разные профессиональные навыки. И, как отмечено в работах, такие требования работодателей приводят к большому количеству различных параметров, необходимых для описания соискателей и требований к ним. Сегодня работодатели хотят иметь универсальных специалистов, способных решать комплексные задачи, причем решение новых задач, как правило, требует и новых знаний у специалистов.  С этой целью в УПО учащихся и студентов привлекают к дополнительному обучению на различных курсах.

Конкурс показал работу системы соцпартнерства, выстроенную через планомерную деятельность с работодателями для поиска специалистов, с  приглашением их на круглые столы и собеседования в профучреждения, осуществлением выезда сотрудников Центров в организации работодателей для совместного проведения собеседований.

Организуются встречи студентов с работодателями: Дни карьеры, презентации предприятий, что увеличивает шансы выпускников на реальное трудоустройство.

2. Ключевые компетенции профессионала «задаются» основными заказчиками системы профессионального образования – работодателями и обществом и отражают актуальные потребности и интересы всех субъектов рынка труда. Одним из важных методов мониторинга требований работодателей к соискателям рабочих мест является опрос работодателей, который проводится ежегодно и доводится до сведений студентов и выпускников и общественности.

Результаты трудоустройства выпускников являются одним из показателей обуславливающих качество профессиональной подготовки выпускников учреждений. Одним из ключевых направлений работы Центров является проведение мероприятий и комплексных исследований на основе мониторинга, результаты которых позволяют выявлять и прогнозировать кадровые потребности, формировать перечень дополнительных компетенций, обусловленных требованиями работодателей, реализовывать программу адаптации выпускников к трудовой деятельности, а так же служат основой для принятия управленческих решений направленных на повышение качества образования.

Целью опроса и анкетирования работодателей является оценка качества подготовки выпускников системы профессионального образования и выявление требования к качеству профобразования работодателей, как непосредственных заказчиков и потребителей результатов деятельности  техникума.

3. Мониторинг трудоустройства выпускников – одна из важнейших составляющих системы менеджмента качества  УПО. Показатель эффективности работы учреждения профобразования - подготовка высококвалифицированных специалистов, их трудоустройство, дальнейшая работа по специальности и их карьерный рост.

Система мониторинга позволяет не только провести собственный аудит эффективности трудоустройства выпускников и исследовать факторы, влияющие на нее, и, скоординировать учебный процесс, провести дополнительные мероприятия, призванные повысить возможности адаптации молодых специалистов на рынке труда. 

Схемы мониторингов трудоустройства выпускников  выстраиваются с учетом их взаимодействия с внешней средой, где внешними субъектами мониторинга являются  органы государственной власти, Министерство образования Республики Коми, Центры занятости населения, отделы военного комиссариата городов и районов Республики Коми, предприятия и учреждения всех форм собственности Республики Коми, учреждения профессионального образования.

Основные показатели характеризуют четыре уровня трудоустройства (занятости) выпускников: желаемый, фактический, профильный и территориальный. Вспомогательные показатели позволяют определить соответствие трудоустройства выпускников, их предпочтения в выборе работодателей в регионе.

Изменения показывают, что накапливаемый опыт сотрудничества с субъектами регионов перерос в разнообразные формы и способы партнёрства с расширением его направлений.

4. Уровень социального партнёрства представляет  динамичную систему, находящуюся в постоянном спиралевидном развитии. В настоящее время происходит развитие форм и способов сотрудничества. Ценность приобретают качественные показатели соцпартнёрства.

Ответственность, возложенная на образовательное учреждение по карьере и трудоустройству выпускников, формированию и выполнению Госзаказа, повлекла серьёзные изменения в стратегической политике развития ОУ.

Внутренние мероприятия ОУ и партнёров нашли общее пересечение, вылились в направления «с приглашением», «выездом», «участием» и т.д. Шефство, кураторство, взаимовыручка, спонсорская помощь, обмен, переобучение, повышение квалификации изменило формы сотрудничества с наметившимися партнёрами.

В настоящее время сотрудничество с предприятиями и организациями расширило спектр деловых отношений по самым различным вопросам. Потенциальные партнеры-работодатели и ОУ решают не только свои проблемы, но и оказывают необходимую спонсорскую помощь.

5. Развивая социальное партнёрство, руководство и коллектив ОУ понимают необходимость совершенствования внутренних факторов - создание новых структур производства образовательных услуг в соответствии со специализацией ОУ: Центр студенческих бытовых услуг, Школа моды, Театр моды, Школа молодого художника, различные студии для молодежи. При этом расширяются возможности получения дополнительного образования для обучающихся ОУ.

6. Создание в ОУ Центра профориентации и мониторинга трудоустройства выпускников позволяет целенаправленно решать вопросы по развитию системы социального партнёрства. Активизация работы сотрудников профучреждений связана с новыми условиями аттестации работников. Если ранее инициатива принадлежала администрации, то сегодня всем понятна необходимость собственного участия в развитии внешних факторов деятельности ОУ.

ОУ приветствуется кураторство работодателей над профучреждением, и это новый структурный элементом социального партнёрства.

Центрами профориентации и мониторинга трудоустройства выпускников налажено взаимодействие между УПО и предприятиями различных отраслей экономики Республики Коми, в том числе, через своих выпускников.

Построенная цепочка связей «УПО - Предприятия – общеобразовательная  школа» позволила разработать мероприятия по сотрудничеству УПО и Предприятия с общеобразовательными учреждениями. В процессе такой Деловой игры с учащимися заключаются «Договоры-соглашения» с испытательным сроком на предмет правильного выбора профессии или специальности  с профориентационным сопровождением. Собранные учащимися за годы учёбы портфолио - залог будущей профессиональной карьеры. В портфолио вложены обязательные документы: приказы, договоры, аттестационные листы, грамоты, сертификаты, дипломы. Его содержание - показатель успеваемости, личностного роста, общественной и творческой деятельности, роста практического опыта, т.е. карьерного роста.

7. При проведении мониторингов многими УПО используется «Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования», разработанная Координационно-аналитическим центром содействия трудоустройству выпускников УПО МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Полученная информация в процессе работы по мониторингу обрабатывается и заносится в информационную систему, которая в настоящее время функционирует в тестовом режиме. 

Проведение мониторинга карьерного роста выпускников находится в неразрывной цепочке применения информационных технологий от этапа обработки данных в ОУ и проведения тщательного анализа до размещения на официальных сайтах Министерства образования Республики Коми, КЦСТ и ОУ.

Сегодня в открытом доступе информация о Центрах по трудоустройству и о специалистах, работающих непосредственно с выпускниками и работодателями, об основных направлениях работы по трудоустройству выпускников, советы в поиске работы и информация об имеющихся вакансиях, о  «предприятиях-партнерах» и потенциальных работодателях, поступающих от Центров занятости населения РК. Сотрудники Центров бережно хранят «банк данных резюме» выпускников и учащихся, студентов для работодателей, ищущих подходящего соискателя. Сопровождение молодых специалистов разными УПО осуществляется от трех-пяти лет до десяти и более.

Информационно-техническое обеспечение мониторинга карьеры позволяет формировать внутренние и внешние информационные потоки с целью сбора, анализа и обмена информации о выпускниках. Работа над мониторингом предполагает наличие определенного набора инструментария, необходимого для анализа рынка, эффективности деятельности образовательного учреждения, обеспечения качества подготовки выпускников. В пакеты электронного инструментария мониторинга входят средства технического анализа (индикаторы) и их показатели.  Информационная система поддержки трудоустройства и карьеры выпускников выступает в качестве инструмента обратной связи в системе управления качеством образовательного процесса.

На сайтах профучреждений установлена автоматизированная информационная система содействия трудоустройству выпускников (АИСТ). Система АИСТ позволяет  выпускникам найти работу, соответствующую их устремлениям и уровню подготовки, работодателям осуществлять поиск сотрудников среди студентов и выпускников с требуемой специальностью, квалификацией и дополнительными знаниями, органам исполнительной власти, имеющим в своем ведении образовательные учреждения и осуществляющим управление в сфере образования, оперативно принимать управленческие решения по различным направлениям деятельности сферы образования, в том числе связанным с приведением объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда субъектов Российской Федерации.

На сайтах ОУ созданы специальные странички  для выпускников, молодых специалистов, предусмотрены возможности обратной связи с выпускниками и работодателями по электронной почте, через социальные сети и прочие web-сервисы. На сайтах ОУ предусмотрены прямые ссылки на сайты основных работодателей, и других социальных партнеров.

Особо экспертами отмечены  конкурсные работы следующих образовательных учреждений профессионального образования:

Мониторинг ГАОУ СПО РК «Сыктывкарского торгово-технологического техникума» внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной стратегии реформирования техникума. Комплекс направлений работы, предусмотренный программой - управленческий мониторинг, предполагающий реализацию программы и определение эффективности управленческих решений, основывающихся на глубоком анализе причин и следствий, выявляемых в рамках различных направлений  проведения мониторинга, и объект контроля.

Техникум работает над созданием качественно новой системы мониторинга. Деятельность направлена на улучшение результатов трудоустройства выпускников по полученной ими профессии, на обеспечение выпуска специалистов, наиболее востребованных на рынке труда в настоящее время и в перспективе, на создание условий для удовлетворения потребностей работодателей в подготовке выпускников необходимой квалификации и сформированной готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, построению карьеры, определяемой уровнем социально-профессиональной компетентности, и повышения эффективности работы Центра содействия трудоустройству и развитию карьеры выпускников.

Одно из преимуществ работы ФГБОУ ВПО «Сыктывкарского государственного университета» – ориентированность на широкую аудиторию. Конкурсную работу отличает организованная деятельность по решению разнонаправленных проблем.

Содействие трудоустройству выпускников на базе СыктГУ координирует Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников с 2002 г., в соответствии с договором о сотрудничестве с ГУ «Сыктывкарский городской центр занятости населения». Университет был первым учебным заведением в Республике Коми, заключившим подобное соглашение. Университет сотрудничает с Управлением Республики Коми по занятости населения, отслеживает профессиональную судьбу выпускников, обратившихся в центры занятости.

Центр систематически организует комплекс мероприятий по содействию трудоустройству выпускников университета. Осуществляет интенсивную работу по поиску вакансий и трудоустройству студентов и выпускников. Согласно статистике, база вакансий Центра в 2012 году содержала более 650 вакансий, без предъявлений требований работодателей к опыту работы. База вакансий еженедельно корректируется. Центром ежедневно анализируется информация с предложениями по трудоустройству Республики Коми и Российской Федерации.

Для информирования выпускников о вакансиях используются традиционные и инновационные подходы: размещение вакансий на досках объявлений и стендах, использование метода прямого поиска кандидата, ведение банка персональных данных специалистов, бакалавров и магистров для оперативного подбора высококвалифицированных кадров для работодателей, поддержка и заполнение интернет-портала распределенной информационной системы трудоустройства.

Сотрудники Центра формируют объективные представления выпускников о тенденциях рынка труда, вырабатывают компетенции в умелом поиске и выборе работы, учат обзору и технологиям трудоустройства, для эффективного поведения в процессе трудоустройства, для применения знаний юридических основ, для ориентации на рынке труда. Готовят выпускников к различным ситуациям на рынке труда, информируют о величине зарплат и реальных вакансиях на мастер-классах и консалтинговых мероприятиях. Организуют занятия для студентов выпускных курсов «Построение карьеры в современных условиях».

Система мониторинга трудоустройства и карьеры выпускников «Воркутинского педагогического колледжа» складывалась в колледже с 1994 года. Тогда мониторинг начинался с отслеживания мест трудоустройства выпускников. С тех пор систематически совершенствуются формы взаимодействия с респондентами, инструментарий и система показателей мониторинга. Продолжительность периода наблюдения за трудоустройством выпускников, карьерным ростом  молодых специалистов, составляет не менее 3-х лет, и карьерным ростом специалистов до 9-ти лет. Эксперты отметили, что данная работа носит системный и плановый характер. Студенты колледжа погружаются в специфику профессиональной работы с первых месяцев обучения. Особенностью конкурсной работы колледжа является карьерный тьюторинг – психологическое и организационное сопровождение профессиональной карьеры будущих специалистов на ее ранних этапах.

Лучшей работой эксперты конкурсной комиссии признали работу  ГАОУ СПО РК «Воркутинский педагогический колледж». В колледже создана организационная схема мониторинга трудоустройства и карьерного роста выпускников. В работе полностью раскрыты все аспекты по трудоустройству выпускников и сопровождению специалистов в период их профессионального становления.

Победители конкурса:

1 место - ГАОУ СПО РК «Воркутинский педагогический колледж», диплом I степени и грант в размере 40  тысяч рублей ;

2 место - ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», диплом II степени и грант в размере 30 тысяч рублей ;

3 место -  ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский торгово-технологический техникум», диплом III степени и грант в размере 20 тысяч рублей .

Результаты республиканского конкурса учреждений профессионального образования «Лучший мониторинг карьеры выпускников»

 

Наименование образовательного учреждения

Место

Баллы

ГАОУ СПО РК «Воркутинский педагогический колледж»

1 место

460

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

2 место

459

ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

3 место

426

ФГБОУВПО «Ухтинский государственный технический университет»

4 место

414

ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

5 место

409

ГАОУ СПО РК «Печорский промышленно-экономический техникум»

6 место

400

ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

7 место

393

ГАОУ СПО РК «Усинский политехнический техникум»

8 место

347

ГАОУ СПО РК «Сосногорский технологический техникум»

9 место

339

ГАОУ СПО РК «Воркутинский политехнический техникум»

10 место

329

ГАОУ НПО РК «Профессиональное училище №11 г. Емвы»

11 место

325

ГАОУ СПО РК «Коми республиканский агропромышленный техникум»

12 место

288

Сыктывкарский лесной институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет им. С.М. Кирова»

13 место

287

ГАОУ СПО РК «Сосногорский железнодорожный техникум»

14 место

285

ГОУ НПО «Профессиональное училище №15 г. Сыктывкара»

15 место

259

ГАОУ НПО РК «Профессиональное училище №14 г. Микуни»

16 место

252

ГАОУ СПО РК «Интинский политехнический техникум»

17 место

217

ГАОУ СПО  РК «Сыктывкарский автомеханический техникум»

18 место

200

ГОУ НПО «Профессиональное училище №37 п. Троицко-Печорска»

19 место

142

ГАОУ СПО РК «Воркутинский медицинский колледж»

20 место

120

 
По теме
28 и 29 марта в Ухтинском университете проходит традиционная международная молодежная конференция «Севергеоэкотех», объединяющая студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов предприятий.
С 28 марта 2024 года в Республике Коми заявления для записи детей в первый класс принимаются через портал «Госуслуги».
Прием заявлений в первый класс в муниципальных общеобразовательных организациях начнётся в 09.00  для детей, имеющих внеочередное, первоочередное и преимущественное право приема, а также проживающих на закреплённой территории,
Управление образования администрации МО ГО «Воркута, городская профсоюзная организация с прискорбием сообщают, что 23 марта 2024 года ушла из жизни Мария Прокопьевна Рафалиене – ветеран Воркуты, заслуженный учитель Коми АССР,
Совсем скоро старшеклассников ждут экзамены. Это волнительный и ответственный этап в жизни не только учеников, но и их родителей.
Инициатива ЛДПР о новом порядке пересдачи ЕГЭ будет реализована - ЛДПР Заявление о новой процедуре пересдачи ЕГЭ прозвучало сегодня, 28 марта, на заседании Комитета Госдумы по науке и высшего образования с участием руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева и вице-спикера Палаты от ЛДПР Бори
ЛДПР
С 28 марта 2024 года в Республике Коми заявления для записи детей в первый класс принимаются через портал «Госуслуги».
Газета Вперёд
Председатель тарифного комитета Коми Анна Тюрнина сообщила, что с 2024 года в Коми введена дифференциация тарифов на электрическую энергию для населения по трем диапазонам в зависимости от объемов потребления.
Газета Трибуна
 День нутрициолога — это новый праздник, он отмечается 28 марта Профессия нутрициолога становится все более популярной, и праздник призван разъяснить ее особенности и задачи.
Роспотребнадзор
Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми - Syktyvkar.1istochnik.Ru Руководитель Минздрава Коми проинспектировал работу здравоохранения в этом муниципальном образовании Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми Федеральное государственное бюджетное образ
Syktyvkar.1istochnik.Ru
Terra incognita Коми края - Газета Республика Курвиметр, буссоль, теодолит, гониометр, планиметр и другие приборы с экзотическими названиями представлены на новой выставке в Национальном музее Коми.
Газета Республика
Оружие Победы привезли в Сыктывкар - Газета Республика В республике впервые открылась выставка из музея Михаила Калашникова Необычная выставка работает в Национальной галерее Коми.
Газета Республика