В Национальном музее Коми открылась выставка известного художника-этнофутуриста Павла Микушева «Медведя знают все, медведь не знает никого». По признанию автора, необычное на первый взгляд название экспозиции – коми пословица, в которой зашифровано сразу несколько смыслов.
Медвежья тема для художника является практически родной, у него свое, особое отношение к хозяину тайги и персонажу сказок, заложенное еще в детстве. Отец художника был первым специалистом по добыче зверя в поселке, ходил на охоту в одиночку, организовывал группы. Он хорошо чувствовал зверя, умел выманить его из берлоги. На крыше избы, как вспоминает Павел Микушев, постоянно сушились огромные шкуры, и местная детвора ходила к дому, чтобы посмотреть на диковинку.
Наряду с образами рыбы, лося и птицы образ медведя – один из самых часто используемых в творчестве художника. В 2006 году в стенах музея прошла выставка «Свадьба рыбы и медведя», названная по одноименному полотну.
Известность к художнику в свое время пришла не только в связи с его любовью и отражением в работах зашифрованных сюжетов из коми мифологии, но и в связи с необычной точечной, или бисерной, техникой исполнения. На встрече с журналистами художник рассказал, как открыл для себя эту технику. Однажды он написал картину «Круги на воде», отразив сюжет из пермского звериного стиля – любовную игру двух выдр. Необходимо было как-то внести различие в половую принадлежность персонажей, в поисках идеи художник обратился к народному костюму. И нашел в одном из журналов вышитую бисером девичью головную повязку, «переложив» ее в красках на спину одной из выдр. Получилось настолько удачно, что и дальше художник решил развивать этот стиль, который сегодня называет «точкованием». Позже он узнал, что в своих «точечных» изысканиях вовсе не одинок, в подобной манере традиционно писали австралийские аборигены.
В большинстве работ «медвежьей» выставки отражены излюбленные образы художника: птицы, рыбы, лоси – в разных цветах и разных сочетаниях. Есть в экспозиции и продолжение одной из его любимых тем, также связанной с коми мифологией, – «Проводы невесты». Сюжет картины основан на ритуальном обряде свадебного плача, согласно которому невеста, переходя в состояние замужней женщины, переживает своего рода инициацию: умирает, ее душа превращается в птицу, та летит на север к холодному морю и обращается в рыбу, которую ловит в сети молодой рыбак.
Новая отдельная тема экспозиции – прялки. В 1999 году художник находился в творческой экспедиции в селе Керчомъя Усть-Куломского района и обратил внимание на узоры и формы семейных прялок, которые спустя много лет и перенес на свои полотна, получив огромное удовольствие от результата. На экспозиции представлено несколько работ, где так или иначе отражены прялки, но ведущее место занимает картина «Древо жизни», в ней символично связывается все живое.
По словам художника, он работает без эскизов, сразу на чистовую. Приступая к работе и зная, какие персонажи лягут в основу полотна, он не знает, сколько именно их будет. А остальное: цветовая гамма, техника, замысел – рождаются здесь и сейчас. При этом Павел Микушев работает только в позитивном настроении.
– Если мне плохо, не работаю, свои плохие энергии и мысли не переношу на полотно, это бесчеловечно по отношению к зрителям, – поделился он своими откровениями.
Сегодня работы художника находятся не только в фондах музеев, но и в частных коллекциях. В свое время целую коллекцию у него выкупил один из банков республики. В гибель этнофутуризма, как это предвещают некоторые исследователи культурных пространств, Павел Микушев не верит, заявляя, что на нем во всяком случае это никак не отразится и он все равно будет продолжать работать в присущей ему манере. Мало того, в августе следующего года он при поддержке меценатов планирует организовать в Коми фестиваль этнофутуризма, пригласив на него художников из других регионов и стран.
Выставка «Медведя знают все, медведь не знает никого» продлится до 20 января.
Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА