Фото Андрея Ретанова
Программа концерта гармонично включила узнаваемые хиты классического оперного репертуара. Для их исполнения Елена Образцова привезла в Сыктывкар молодых исполнителей.
В частности – студентку Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Евгению Ширинянц и Сергея Плюснина, работающего приглашенным солистом Большого театра.
Обоих вокалистов сыктывкарская публика могла знать раньше по телевизионному проекту «Большая опера». Елена Образцова была одним из членов жюри в этом проекте, а Сергей Плюснин, к слову сказать, стал победителем конкурса.
Кроме того, в команде творческого десанта приняла участие дочь Елены Образцовой Елена Макарова, выступление которой открыло концерт. Певица напомнила публике об эпохе барокко, исполнив арию Морганы из оперы Георга Генделя «Альчина». Республику Коми в концерте представили Михаил Макаров, теперь уже солист Мариинского театра, и Ольга Сосновская.
Большинство произведений, составивших программу, были безоговорочно узнаваемы. Прозвучали знаменитые партии из опер «Иоланта» и «Пиковая дама» Чайковского, «Богема» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Сильва» Кальмана. В первом отделении вокалистам аккомпанировал концертмейстер Мариинского театра Анатолий Кузнецов.
Во втором отделении публика могла лицезреть на сцене оркестр республиканского театра оперы и балета. Не обошлось без романсов. Сергей Плюснин обворожительно спел произведение Сергея Рахманинова «В молчаньи ночи тайной». Тему продолжила Ольга Сосновская, исполнив романс «Не пой, красавица, при мне».
Сложно сказать, кто из выступавших в большей степени покорил сердца публики. На выступлении Сергея Плюснина, ловко владеющего не только вокальным, но и драматическим искусством – его исполнение каватины Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Россини не могло не вызвать улыбки – многие в зале с тоской ощутили, как не хватает сильных молодых мужских голосов республиканскому театру.
- Нам бы такой баритон в театр, - вздыхая, обсуждали сотрудники театра. И сами же себе отвечали: – Такие баритоны не в каждом ведущем театре страны есть.
На фоне выступлений приглашенных гостей приятно было наблюдать за появлениями на сцене Ольги Сосновской, которая в очередной раз демонстрировала высокий профессиональный уровень своего мастерства.
Главная героиня вечера - народная артистка СССР Елена Образцова – заслуженно собирала самые громкие и продолжительные аплодисменты. Она порадовала публику несколькими выступлениями, дав зрителям насладиться совершенно разными образами. Впервые она вышла на сыктывкарскую сцену в этот вечер с композицией «Ave Maria», авторство которой приписывают Джулио Каччини. Зал искупал певицу в овациях. Голос Образцовой после выступлений молодых артистов звучал столь проникновенно, будто шел из самого сердца. Раскручиваясь, звук набирал мощь, песня, словно кристалл на свету, ослепительно лучилась. Совсем другую Образцову публика увидела в сцене опьянения Периколы из одноименной оперы-буфф Жака Оффенбаха. Она играла столь самозабвенно, настолько погружалась в своего персонажа, что публике было совсем неважно, на каком языке звучит композиция. Все и так было понятно. А вот она – Графиня из «Пиковой дамы». И снова она не просто поет, до самых мелочей Образцова выстраивает свою игру: она по-старушечьи озирается, ее кисти бьет мелкой дрожью, ностальгируя, она не хочет принимать правила современного мира. Баркароллу из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» дива исполнила вместе с Ольгой Сосновской. Другой дуэт, в котором Образцова сыграла цыганку Азучену, а Михаил Макаров – Манрико из оперы «Трубадур» Джузеппе Верди, удивил не только публику, но и саму артистку.
- Знаете, я очень боялась, когда на сцену выходила. Даже сейчас я сомневаюсь – получится, не получится. Стараюсь всегда исполнять и отдаваться целиком, иначе смысла в выступлениях нет никакого. Сегодня все получилось, и я этому невероятно рада, - отметила Елена Образцова после концерта.
Легенда оперы, расположившись в кресле в фойе театра, совершенно без апломба пообщалась со зрителями. Поклонников – большей частью женщин – интересовали планы артистки на будущее. Образцова призналась, что планирует заняться переизданием книги о своем творчестве, а также с радостью отметила, что проект «Большая опера» снова будет запущен в следующем году.
- Я очень люблю выступать в разных городах России, - отметила певица. – Я отлично помню, как на меня – тогда девочку из Таганрога – повлиял концерт Клавдии Шульженко. Это был переворот, этап, веха. В Таганроге до этого я ничего подобного не слышала. Вот такие встречи обязательно должны случаться. Это важно.