Республиканские адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в срок выполнены не будут. «Красное знамя» второй раз начинает новость на эту животрепещущую тему таким образом – с интервалом чуть более полугода. Громкое заявление сделано ровно в той же аудитории и в том же формате – на заседании коллегии прокуратуры Коми.
Разница в том, что слова о срыве программ произнесены не Сергеем Гапликовым , а его тёзкой Бажутовым . Разница ещё и в том, что если в январе последний только опасался «угрозы срыва», то в августе он говорит о срыве почти как о состоявшемся факте.
– Уже сегодня можно констатировать, что в установленный срок программа реализована не будет, – доложил прокурор. – На конец июля фактическое ее исполнение составило 73,3%.
Напомним: республиканские адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» на 2013 – 2017 годы были приняты в апреле 2012 года в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Срок реализации программ: 2013 год – 1 сентября 2017 года.
Сделав в январе своё признание, Глава республики затем, видимо, понял, что несколько перебрал в откровенности, и в дальнейшем всячески подчёркивал: программы непременно будут выполнены (по крайней мере, так следовало из официальных сообщений его пресс-службы). Потому что последствия срыва очевидны.
– Статьей 23 федерального закона «О фонде реформирования ЖКХ» предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации вернуть всю сумму финансовой поддержки в случае невыполнения условий программы. В нашей республике это более 8 миллиардов рублей, – напомнил Бажутов.
По его словам, «в целях наращивания темпов исполнения меняется способ расселения – со строительства домов на покупку жилья, однако его реализация проходит с нарушением закона». Докладчик привёл нашумевший на высочайшем уровне пример в Прилузском районе: в Ношуле «администрацией вместо обещанного гражданам строительства новых домов подготовлена аукционная документация на приобретение пяти квартир на вторичном рынке, цена которых была приравнена к стоимости нового жилья. В результате бюджету причинен материальный ущерб на сумму 1 миллион 700 тысяч рублей».
На момент подготовки материала получить комментарии глав администраций Прилузского района Елены Нестерюк и Ношуля Сергея Елдина не удалось.
Из слов Бажутова следовало, что ничуть не лучше, если не хуже, обстоят дела и в Корткеросском районе.
– В Корткеросском районе не завершены строительные работы по 19 домам, в которых администрация района покупает 104 жилых помещения. При этом строительная готовность жилых домов в посёлках Намск и Визябож не превышает 20%, а в сёлах Корткерос, Сторожевск и Аджером только заканчиваются работы по кладке стен, – сообщил прокурор.
Он уличил корткеросское районное руководство и в стремлении вводить в эксплуатацию недостроенные дома.
– Администрация распоряжением от 31 марта 2017 года ввела в эксплуатацию четыре недостроенных жилых дома в посёлке Приозерный, о чем отчиталась в Минстрой республики. В результате до сих пор строительство домов не завершено, квартиры гражданам не предоставлены. Нам необходимо жестко пресекать подобные факты, – призвал Бажутов.
До руководителя обвинённой администрации Василия Гончаренко дозвониться также не удалось, «Красное знамя» надеется на ответ на свой письменный запрос.
– Пристального внимания прокуроров требует и качество возводимых домов, – продолжал докладчик. – 31 марта возбуждено уголовное дело по материалам проверки прокуратуры Сыктывдинского района по факту приемки работ по строительству многоквартирного дома в селе Зеленец, разрешение на ввод в эксплуатацию которого выдано администрацией муниципального образования муниципальный район «Сыктывдинский» в феврале 2016 года.
Знаменитый ливень августа прошлого года, «похоронивший» набережную Кировского парка в Сыктывкаре, прошёлся и по Зеленцу, и под фундаментом упомянутого прокурором дома произошло вымывание грунта, потому что уклон придомовой территории оказался не укреплён, а отмостка по периметру здания и асфальтобетонного покрытия не обустроена.
– В результате противоправных действий местного чиновника, принявшего без замечаний объект строительства и подписавшего разрешительные документы, местный бюджет понес дополнительные расходы на сумму свыше 300 тысяч рублей на устранение указанных недостатков, – заметил Сергей Бажутов.
И обнародовал план действий, обещающий, судя по всему, неплохой урожай дел:
– В текущем полугодии необходимо проверить каждый введенный в эксплуатацию дом, построенный по программе расселения аварийного жилья, полноту выполненных строительных работ и фактическое предоставление жилья гражданам.
«Красное знамя» направило письменный запрос с просьбой прокомментировать прозвучавшие в прокуратуре слова и в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК.
– При тех ценах на строительство переселенческого жилья, которые изначально закладывались в программы, выполнить их было нереально, – заявила «Красному знамени» президент Объединения строителей РК Тамара Уланова . – Но от регионов тут зависело немного, поскольку они были вынуждены рассчитывать цены и объёмы, исходя из методики Минрегиона, сейчас Минстроя, России. А она совершенно не учитывает те реальные затраты, которые приходится нести строителям, и в первую очередь – затраты на присоединение к энергетическим сетям.
По её расчётам, даже без таких затрат цена квадратного метра во вновь построенном жилье не может быть ниже 45-50 тыс.рублей, в то время как федеральные нормативы требуют от переселенческих программ исходить из цифры 35 тыс.
– Поэтому неудивительно, что наш Минстрой и местные администрации поставлены перед необходимостью покупать рухлядь на вторичном рынке. Я считаю, что республике нужно срочно выходить с законодательной инициативой о пересмотре параметров программ переселения на федеральном уровне, – подчеркивает Тамара Уланова.
***
По данным, приведённым на официальном сайте Министроя Коми, планировавшийся объем средств на реализацию первой программы переселения на 2013 – 2017 годы составлял 1,4 млрд. рублей, второй – 4,07 млрд.