Состоянии и перспективы развития сельских школ обсудили участники республиканского семинара-совещания, которое прошло на базе средней общеобразовательной школы п. Зеленец Сыктывдинского района.
Как отметила на пленарном заседании заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова, учреждения образования на селе сегодня выступают не только в качестве центра предоставления образовательных услуг, но и как культурные центры: в школах размещаются музеи, организуются творческие, социально-благотворительные и прочие мероприятия с населением.
Так, в Республике Коми в сельских школах в 2017-2018 учебном году функционировали кружки и секции с охватом более 15,8 тысяч детей, во внеурочное время работает 411 спортивных секций, работают 1810 предметных, интеллектуальных и иных объединений. Увеличивается количество клубов и объединений патриотической направленности, работающих на базе организаций общего и дополнительного образования, на базе школ работают 149 школьных спортивных клубов общей численностью занимающихся более 12,5 детей и подростков.
«С учетом задач на 2017-2018 учебный год, школьные спортивные клубы в сельской местности должны стать одним из факторов развития досуга и воспитания на базе сельской школы», - подчеркнула замминистра.
В регионе обеспечено выполнение государственных обязательств по доступности образования всех уровней, в сельских школах реализуются программы профессионального обучения, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с СПО, стоит задача по включению все большего количества сельских организаций в республиканский проект «Обучение в малокомплектных школах с применением дистанционных образовательных технологий» через использование ресурсов Республиканского центра образования.
В 2017-2018 учебном году обучение с использованием дистанционных технологий организовано в восьми муниципальных образованиях республики (в 13-ти малокомплектных общеобразовательных организациях).
В сельских школах региона трудятся 3353 педагогических работника, из которых лишь 11% имеют высшую квалификационную категорию, 56% - имеют стаж работы более 20 лет.
«Совершенно очевидно, что кадровый состав сельской школы требует обновления», - отметила Наталья Якимова.
Региональным законодательством, сказала она, предусмотрен ряд мер поддержки педагогических работников, в том числе компенсация по оплате коммунальных услуг, повышение заработной платы на 25% по сравнению с уровнем оплаты труда в городской местности, повышенные доплаты молодым специалистам.
Тем не менее, дефицит кадров на селе сохраняется, аналогичная картина наблюдается и в других регионах. Для того, чтобы привлечь специалистов в сельскую местность, нужны механизмы стимулирования. Поэтому на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Министерство образования, науки и молодежной политики предложила рассмотреть возможность реализации федерального проекта «Земский учитель» (по аналогии с проектом «Земский доктор»), включающего гранты выпускникам педагогических вузов, изъявившим желание работать в сельской местности. Схожей точки зрения придерживаются коллеги в ряде других субъектах Российской Федерации».
Для успешного использования ресурсов цифровой образовательной среды с целью повышения качества образования на селе Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми предложило Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в первоочередном порядке осуществлять доступ к каналам связи на территориях функционирования малокомплектных школ.
Кроме этого, в пакете предложений Республики Коми - реализация в рамках федерального проекта «Учитель будущего» направления «Сельский учитель» и проекта «Сельская школа» в двух вариантах содействия на федеральном уровне: в решении вопроса строительства школ на селе взамен ветхих, либо в рамках программы по созданию современной образовательной среды или в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территории». Причем, с выделением и в том, и другом случае в структуре этих программ отдельного проекта «Сельская школа».
Еще одна «болевая точка» сельских школ - высокий уровень износа зданий. Решить ее только силами региона в среднесрочном периоде невозможно. Эту тему Глава Республики Коми Сергей Гапликов поднимал на встрече с министром образования и науки России Ольгой Васильевой, а член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми Валерий Марков по поручению руководителя региона – в верхней палате российского парламента.
Всего в Республике Коми на селе требуется строительство 30 новых школ, 5 из которых - для создания дополнительных ученических мест, 23 - в связи с ветхостью, 2- аварийностью.
Для вывода из эксплуатации ветхих зданий и создания современной образовательной среды в малокомплектных школах Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми также ходатайствовало о рассмотрении возможности поручить созданному для сопровождения, мониторинга и информационного обеспечения реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы, ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» в контакте с нашим регионом оказать содействие в разработке проекта повторного применения для малокомплектной школы с автономными системами коммуникаций.
По инициативе Главы Республики Коми в целях поддержки сельских школ республики в 2018 году впервые проведен республиканский конкурс «Лучшая сельская школа Республики Коми». В конкурсе приняли участие 16 общеобразовательных организаций из девяти муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Республики Коми. Церемония вручения дипломов победителя республиканского конкурса «Лучшая сельская школа» и денежных сертификатов, а также ведомственных наград Министерства образования и науки Российской Федерации и регионального профильного органа исполнительной власти прошла на пленарном заседании семинара-совещания.
В рамках семинара-совещания работали пять тематических секций: «Современная образовательная среда сельской образовательной организации», «Создание школьной системы оценки качества образования», «Детские общественные объединения – эффективный инструмент организации воспитательной работы в сельской школе», «Поддержка сельских одаренных детей. Мотивация педагогов на успех школьников» и «Профилактика правонарушений обучающихся в формировании безопасной среды образовательной организации».
Напомним, Сергей Гапликов объявил 28 августа Днем сельской школы в Республике Коми .
*** В Республике Коми - 363 детских сада, из них 138 (или 38%) – в сельской местности, и 344 школ, 55% из которых - сельские. Численность обучающихся в школе - 101,7 тыс. человек, пятая часть обучается в сельских школах.
Треть общеобразовательных организаций в Республики Коми признаны малокомплектными.
Фотографии
|
|
|
|