По следам Яг-морта

/ У самого известного героя коми фольклора есть реальные прототипы


Иллюстрация А.Мошева.
Труп снежного человека, найденный в Китае в 1997 году, демонстрировали во Франции. Затем экспонат куда-то исчез.

Истории о страшных волосатых великанах встречаются в сказаниях и легендах большинства народов мира. Описание их внешности удивительным образом совпадает, хотя истории, легенды и мифы о них разделяют тысячи километров и порой столько же лет. Это существо было известно людям практически во всех регионах мира с незапамятных времен. На Памире – это йети, в Европе – сноумен, в Америке – бигфут, в Гималаях – метч-канг-ми. У нас в Коми этого лесного великана назвали Яг-мортом. Популярность в народе Яг-морту добавил одноименный балет на музыку Якова Перепелицы.
Мы попытались выяснить, что за таинственный реликтовый гоминоид стал прототипом героя коми фольклора.

Арабский путешественник

Удивительно, но встреча со снежным человеком в наших краях была описана еще тысячу лет назад – в начале X века. Одно из древнейших свидетельств существования реликтового гоминоида на северо-востоке Европы можно прочитать в «Книге Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 годах». Секретарь посольства Багдадского халифа к царю Волжской Булгарии Ахмед Ибн-Фадлан впервые описал на арабском языке природу, нравы и обычаи народов Европейского Севера, в том числе и жившего на северо-востоке от Волжской Булгарии финно-угорского племени вису (йосу). Ранее считалось, что вису – это летописная весь. Но сейчас исследователи больше склоняются к тому, что вису – это предки коми и коми-пермяков.

Вот что писал Ахмед Ибн-Фадлан о поймавших снежного человека вису:

«Царь (булгар) рассказал мне, что за его спиной, на расстоянии трех месяцев пути, есть народ, называемый вису. Ночь у них менее часа. У них много купцов, которые отправляются в землю тюрок и привозят овец, и в страну, называемую Вису, и привозят соболей и черных лисиц. Когда-то Текин рассказал мне, что в стране царя есть один человек чрезвычайно огромного телосложения. Итак, когда я прибыл в эту страну, я спросил о нем у царя. Он же сказал: «Да, он раньше был в нашей стране и умер. Он не был из жителей этой страны, да также и вообще не из числа обыкновенных людей. Я доставил его в свое местоприбывание и написал жителям страны Вису, – а они от нас на расстоянии трех месяцев пути, – спрашивая их о нем. Они же написали мне, извещая меня, что этот человек из числа йаджудж и маджудж. Нас и их разъединяет море, так как они живут на его берегу. Они подобны скотам, нагие, босые...».

Кстати, на основе заметок Ахме­да Ибн-Фадлана Майкл Крайтон написал роман «Пожиратели мертвых», а по роману был снят фильм «Тринадцатый воин». Роль арабского посла сыграл Антонио Бандерас. В основу сюжета романа и фильма легли битвы северян с некими человекообразными волосатыми чудовищами.

Другой арабский путешест­вен­­­­ник той эпохи Абу Хамид Ал-Гарнати так описывает народ вису:

«Я видел группу людей из Вису в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента».

Нагой и босой человек огромного телосложения, который к тому же родом не из обыкновенных людей, – это вполне может быть первым описанием реликтового гоминоида в нашем крае.

Пасьтöм гöна морт

В коми фольклоре встречается описание редкого, но вполне реального существа, которого называют «пасьтöм гöна морт» (нагой мохнатый человек). В основном встречи с ним происходят за Уралом.

О встречах с лесным человеком можно прочитать в книге Юрия Рочева «Коми легенды и предания». Так, в 1979 году от коми жителя поселка Восяхово Шурышкарского района Тюменской области Василия Конева на коми языке был записан такой случай:

«Это старик Тынзелов, хант, рассказывал. Говорит, что ехал он в Восяхово на лошади. Зимой. А с ним – две собаки. Чуть-чуть не доехали до Нильчима. А ведь у лошадей чутье очень хорошее, они хорошо чуют. И вдруг на полпути лошадь как вкопанная стала. «Что это, – думает старик, – почему лошадь на полдороге стала, ведь никогда не останавливалась?»

Смотрю, говорит, а чуть-чуть впереди переходит дорогу нагой мохнатый человек. И с руками, и с ногами, а только сам-то двухметрового роста. Лошадь вся дрожит. А собаки изо всех сил лают. А он и не смотрит на собак, как вот бывает, когда собаки лают на лося, а тот на них и внимания не обращает, идет себе своей дорогой, вот так же и он. Широко шагает, санную дорогу в один шаг и перешагнул. Так и пошел куда-то по снежной целине, прямо по целине и идет. Мужского пола. Они ведь всегда мужского пола бывают.

Не на лыжах, а как будто на лыжах идет, быстро так. Шерсть на нем беловатая. Я, говорит, словно онемел, и лошадь тоже не может шагу ступить. А потом, когда он ушел, я подошел – и точно – следы, без лыж прошел. А следы от ног длиной в тридцать сантиметров».

Коми житель села Мужи Павел Чупров также подтверждает существование лесного человека, а вернее, видевшего его ханта:

«Это видел один хант из поселка Восяхово. Он даже дважды их видел. Он однажды был в Яраскагорте. Вдруг собаки подняли такой лай, прямо захлебываются. Смотрит: из лесу вышли двое. Высокие такие. Голые. А шерсть как у медведя, только короче, гладкая шерсть. Немножко ближе они подошли, и его собака хвост поджала, к хозяину под ноги лезет. Ну, ничего они ему не сделали, а повернулись и снова в лес ушли. Таких людей ханты называют – куль».

Любопытно, что советские исследователи, несмотря на подробное описание очевидцев, отнесли лесного человека к чистому «плоду фантазии, вымысла» в отличие от лешего – «продукта мифологического, религиозного сознания».

Ижемская легенда

Рассказы о «снежном человеке» характерны только для коми-ижемцев. В фольклоре зырян и пермяков больше бытуют былички о вöрса (лешем).

«Нагой мохнатый человек» в ижемском фольклоре – это существо, во всем похожее на человека, только обросшее шерстью, высокого роста и хорошо приспособленное к жизни в зимнем северном лесу. Он сторонится людей, и все встречи с ним происходят случайно. Хотя он чем-то и напоминает вöрса, но все же отличается от лешего. Так встреча с ним всегда случайна, а не является результатом его желания познакомиться с людьми. После него на снегу остаются четкие отпечатки босых ног, тогда как вöрса не оставляет за собой никаких материальных следов пребывания.

Рассказы о лесном человеке коми фольклористы впервые записали среди зауральских ижемцев. И решили было, что это заимствование из фольклора хантов, где такие рассказы имеют большое хождение. Однако новые материалы, собранные у ижемцев, в том числе и на Кольском полуострове, заставили по-другому посмотреть на это. В рассказах кольских изьватас высокий черный лесной человек также сторонится людей, и видят его редко.

Но еще в 1848 году в «Вологодских губернских ведомостях» Михаилом Истоминым была опубликована ижемская легенда о Яг-морте – боровом человеке. Пожалуй, это самое известное описание нашего реликтового гоминоида.

«В старое-старое время, когда еще на берегах Печоры и Ижмы жили полудикие чудские племена, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный, – пишет Михаил Истомин. – Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло черной, как смоль, бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в косматую шкуру из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. Однажды у старейшины селения пропала единственная дочь Райда. Ее жених собрал народ, они выследили Яг-морта и убили его. Жил Яг-морт в пещере на берегу реки Кучи – притока Ижмы. Здесь люди обнаружили труп Райды. После этого пещеру Яг-морта засыпали».

Примерно к 550 годам относится европейская легенда о Гренделе, который по ночам пугал жителей одного из небольших городков в Дании. Это был страшный волосатый человек ростом больше трех метров. Однажды он схватил и утащил двух человек. Найденные впоследствии у пещеры Гренделя останки этих несчастных свидетельствовали о том, что они были съедены этим чудовищем.

«Березовское чудо»

Любопытно, что всего за три года до публикации в «Вологодских губернских ведомостях» легенды о Яг-морте произошло реальное убийство снежного человека в районе Березово (Тюменская область), где в ту пору уже обитали ижемцы. Весть об этом нерядовом событии быстро распространилась по Северу и, возможно, послужила поводом опубликовать историю убийства Яг-морта. Вот что написал об этом в своем доношении от 16 декабря 1845 года в Березовский земский суд отставной урядник Андрей Шахов:

«Осенью 1845 года зверопромышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль в урмане (пойменный лес) убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех (2 метра 13 сантиметров), глаза один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее соболиной, скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужеска пола...»

Так начинается одно из самых странных дел, которые когда-либо велись в уголовной практике царской России.

Об убийстве было донесено тобольскому губернатору и губернскому правлению. Тут же об этом срочно был извещен заседатель суда Кожевников: «...велев ему, Кожевникову, тотчас по получении указа отправиться на место происшествия и противу означенного доношения сделать личное удостоверение, и если по таковому окажется оное справедливым, как изъясняется урядник Шахов, то велеть ему, Кожевникову, застреленного из ружья промышленниками инородцами необыкновенного роста человека доставить со всей сохранностью в Земский суд в натуральном онаго виде и сколь можно поспешнее, и о прошествии, каким образом оное сопровождалось, прозвесть подробное удостоверение и также предоставить в суд».

Кожевников немедленно отправился на реку Мазым, но по пути встретились разного рода препятствия в виде бездорожья, отсутствия оленей, невозможности менее чем за шесть дней отыскать самоеда и остяка, застреливших чудовище. В конце концов из-за болезней и приближения времени сбора ясака Кожевников вернулся и командировал на дальнейшие поиски урядника Никифора Ямзина. Последний явился с розысков с сообщением, что он оты­скал зверопромышленников. Участников происшествия снова опросили.

Ненец Обыль рассказал, что вместе с Фалалеем наткнулся в лесу на какое-то чудовище, облаянное собаками, от которых оно отбивалось голыми руками. По приближении на 15 сажень сбоку Фалалей стрелял из ружья в чудовище и застрелил того. Убитого осмотрели со всех сторон и не нашли при нем никакого оружия. «Ростом убиенный был 3 аршин, мохнатой, не имелось шерсти только на носу и на щеках, шерсть густая, длиной в полвершка (около 2,5 сантиметра), цвету черноватого, у ног перстов нет, пяты востроватые, у рук персты с когтями». Так описали свой трофей охотники. Они даже разрезали тело и убедились, что мясо и кровь имели вид черноватый. Затем тело «чудовища сего» оставили в лесу.

Земскому исправнику дано приказание найти убитое существо, но местные жители долго отказывались показать место, где оно убито, а потом привели-таки на какую-то поляну, на которой не оказалось никаких следов. Так и осталось дело под названием «Березовское чудо» нераскрытым.

Встреча тракториста

Как бы ни было интересно «Березовское чудо», но произошло оно все-таки уже более чем полтора века назад. А вот случай, который произошел не так давно. По словам нашего фотокорреспондента Дмитрия Напалкова, встреча со снежным человеком была примерно в 1965-67 годах между сыктывдинскими селами Гаръя и Ыб.

– Была зима, примерно январь месяц, – вспоминает Дмитрий Напалков. – Тракторист, попросивший не называть его фамилии, поздним вечером выехал на гусеничном тракторе ДТ-54 из Гаръи в Ыб, ехал по старой проселочной лесной дороге. Примерно в двух-трех километрах от Гаръи в свете фар тракторист увидел стоявших на дороге трех высоких волосатых существ. Рост существ значительно превышал высоту кабины трактора. Было заметно, что среди них два самца и одна самка. Тракторист остановил машину. Существа подошли к трактору и стали обходить его со всех сторон, заглядывая в кабину через стекло. Была зима, и двери кабины были закрыты наглухо. Тракторист испугался, завел мотор и поехал назад. Он свернул на кладбище. Почему-то ему показалось, что существа беззвучно потребовали помолиться духам предков. Когда он вернулся обратно к месту встречи с непонятными существами, их там уже не было. На следующий день он рассказал о странной встрече односельчанам, но никто ему не поверил. Решили, что померещилось. Но моя мама лично поехала на следующее утро к месту события и увидела своими глазами три дорожки следов на снегу, ведущие в лес в сторону реки Сысолы. Именно от того места, которое указал тракторист. Ночью немного мело, и следы были запорошены снегом. Но было хорошо видно, что следы как будто от валенок большого размера и ширина шага очень большая. Сейчас этот тракторист уже на пенсии и по-прежнему живет в селе Ыб. Только вот о необычной встрече с реликтовыми гоминоидами вспоминать не любит.

Снежный устьцилем

На севере республики помимо ижемцев снежного человека встречали и жители Усть-Цилемского района.

Вот одна из историй, рассказанная устьцилемом Ефимом Бу­л­ы­­­гиным и записанная геологом Владимиром Пушкаревым, работавшим в начале 1970-х годов в низовьях Печоры:

«В 1920 году, мне было тогда 15 лет, косили мы сено на реке Цильме, километрах в десяти от Усть-Цильмы. Я и еще человек шесть мальчишек и двое взрослых в трехстах метрах от реки стоговали сено. Неподалеку стояла изба, где мы жили во время сенокоса.

Вдруг на противоположном берегу появились две непонятные фигуры. Один маленький, черный, другой огромного роста (больше двух метров), серый, белесый. Они всем были похожи на людей, но мы почувствовали сразу, что это не люди, и смотрели на них, не двигаясь с места. Они стали бегать вокруг большой ивы. Белесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде играли. Бегали очень быстро. Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось несколько минут, а потом они помчались к реке и исчезли.

Мы тут же вбежали в избу и целый час не решались выйти. Потом, вооружившись чем попало и захватив ружье, поплыли на лодке туда, где они бегали. Там нашли следы и большого, и маленького. Особенно много их было вокруг ивы. У маленького следа пальцев не помню, но следы большого я рассмотрел хорошо. Они были очень большими, как от валенок. Резко выделялись пальцы. Их было шесть, примерно одинаковой длины. След очень похож на человеческий, но плоский, как у медведя, и пальцы не прижаты, как у человека, а немного расставлены в стороны».

Подобные рассказы Владимир Пушкарев неоднократно слышал и от других жителей района: Марии Вокуевой из Трусово, Ивана и Ульяны Тороповых из Медвежки и других.

По рассказам туристов

То, что ижемские и усть-цилемские рассказы о встречах со снежными людьми не вымысел, доказывает, что гоминоидов в наших краях встречали и приезжие туристы, не знакомые с местным фольклором.

Летом 1956 года на речке Ай-юва с загадочными лесными обитателями встретились туристы из города Жигулевска Куйбышевской области – супруги Харамовы. По их описанию, снежные люди были похожи на человека, только отличались великолепным телосложением и высоким ростом. Одежды на них не было, тело прикрывали только длинные черные волосы. Еще они звонко хохотали. Два загадочных лесных обитателя внезапно появились на берегу речки и так же внезапно исчезли, нырнув в воду и стремительно переплыв реку под водой. На другом берегу еще долго слышался их звонкий хохот.

Благодаря усилиям Владимира Пушкарева наш северный регион предстал как важнейший ареал обитания диких волосатых людей. Работая в северных районах европейской части СССР и Западной Сибири, он собрал и систематизировал большое количество сведений об этих существах.

«Осень 1972 и зиму 1973 года я работал в Усть-Цилемском районе Коми АССР, – писал геолог. – Там я впервые услышал множество рассказов о диких лесных существах, якобы встречавшихся местным жителям в густых запечорских лесах. Таких рассказов очень много. Рассказывают их люди совершенно различные: коми, русские, ненцы, старожилы и приезжие, случайно оказавшиеся в этих местах. Многие из рассказчиков сами видели это существо, другие очень много о них слышали. Описания у большинства очень реалистичные, лишенные каких-либо фантастических атрибутов. Таким образом, речь идет о реальных земных существах, с обычной земной внешностью».

Тундровый тунгу

Северные соседи ижемцев – ненцы тоже знакомы с неуловимым гоминоидом. Они его называют тунгу. Ненецкие оленеводы встречали его практически по всему Северу – от Кольского полу­острова до Енисея.

Еще в XVI веке австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» описывает «диких людей чудовищной формы, сплошь покрытых волосами», живших в низовьях Оби. Их описание совпадает с внешностью тунгу.

Вот рассказ ненецкого оленевода Евгения Тога, записанный в 1970-х годах:

«Тунгу – дикий человек, встречается осенью, когда в тундре темнеет. Очень высокий – два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать не умеет, только свистит и кричит: «Ру-ру-ру». Иногда подходит к чумам, чтобы украсть девушку. В 1962 году к нам в чум кидал песок и свистел. Но никто не вышел к нему. Все боялись. Еще раньше, в 1929 году, в августе я видел его следы. Они длинные и узкие. Тунгу бегает быстрее оленя».

Встречи ненцев с тунгу были достаточно часты в начале 1960-х годов. Затем они, как считают ненцы, мигрировали куда-то на юг.

В северной части Сибири оленеводы-эвенки и якуты тоже встречали собрата тунгу. Здесь его «окрестили» чучунаа. Жительница Верхоянья эвенкийка Татьяна Заха­рова так описала встречу с ним:

«После революции, в 1920-х годах, жители нашего села, собирая ягоды, встретили чучунаа. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в рот, а когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ, больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные руки, на голове лохматые волосы. Лицо как у человека, но темнее. Лоб маленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок большой, широкий, гораздо больше, чем у человека. Потом он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после каждого третьего шага».

А на Кольском полуострове саамы сложили легенду о злом великане Куйве. Когда-то великан Куйве напал на людей. Саамы храбро сражались с ним, но победить не могли. И только вмешательство богов, испепеливших Куйве молнией, им помогло. Отпечаток его тела остался на скале Ангвундасчорр (72 метра), на самом высоком пике Ловозерской тундры. И сейчас в Ловозерской тундре бытуют легенды о встречах с великанами и загадочно пропадают туристы.

Ну и где же эти йети?

Во всех свидетельствах очевидцев удивляет то, что снежный человек не обладает фантастическими чертами, а выглядит вполне реальным существом. Занимающиеся изу­чением снежного человека криптозоологи пришли к выводу, что параллельно с цепочкой его развития идет линия эволюции лесного человека. Этот реликт отличается от своего «снежного» собрата тем, что лицо его обрамлено длинной бородой и более очеловечено. Именно так и выглядит таинственный обитатель наших лесов. Легенды и свежие рассказы о нем ходят по всему Северу, разделенному реками, горами и тундрой. Не только внешний облик таинственного обитателя леса идентичен в этих рассказах, но и его повадки и образ жизни. Это существо не обладает речью, но очевидцы отмечают его свист, раскатистый хохот и нечленораздельные крики. В нашей республике основной ареал его обитания – это Ижемский и Усть-Цилемский районы и северное запечорье. Хотя видели его и в районе Ыба, и к югу от республики. Так, в конце прошлого века лесного человека неоднократно видели в Кировской области. Это было человекообразное существо с узкими плечами ростом около двух метров, покрытое бурой шерстью. В вятских лесах йети не только видели, но и нашли следы его деятельности – загадочные древесные конструкции в виде пирамидок или шалашей.

По мнению большинства исследователей, снежный человек и его лесной собрат – это боковые ветви нашего антропологического дерева. Видимо, у нас были общие предки, но в определенный момент реликтовый гоминоид пошел своим путем развития. Специалисты считают, что реликтовый гоминоид появился на Севере задолго до homo sapiens. И между нами и снежными людьми шла борьба за выживание. Победил менее сильный, но более умный вид. Другие версии: снежный человек является существом инопланетного происхождения и то, что за снежных людей принимают наших одичавших собратьев.

Артур АРТЕЕВ.

 

СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на государственном уровне. Интерес к снежному человеку проявила и Академия наук СССР. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: «О «снежном человеке». В 1958 году была создана Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке». Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек — это доживший до наших дней примат из ветви неандертальцев.

 

Единственным документальным доказательством существования снежного человека многие считают 60-секундный фильм, снятый американцами Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином. В 1967 году в Калифорнии им удалось запечатлеть загадочное существо на кинопленку. Одни эксперты подтвердили подлинность ленты, другие сделали вывод о подделке.

 
По теме
Заместитель начальника ОМВД России по городу Воркуте – начальник полиции Сергей Зонов выступил перед депутатами городского совета и участниками заседания горсовета с докладом по итогам работы отдела за 2023 год.
Прокуратура Коми обнаружила нарушения при расселении в Коми Источник: kp.ru Жительница Сыктывкара подала в суд на мэрию из-за расселения В Сыктывкаре прокуратура проверила жалобу местной жительницы на городскую администрацию.
В Коми более 450 детей стали участниками республиканского конкурса рисунков "Охрана труда глазами детей" - ИА Комиинформ Фото Минтруда РК Итоги республиканского конкурса рисунков "Охрана труда глазами детей" подвели 26 марта на площадке Ресурсного молодежного центра, сообщает пресс-служба Минтруда РК.
ИА Комиинформ
Пенсионер из Сысольского района осужден за убийство младшего брата Дарья КИНЗИКЕЕВА Житель Сысольского района осужден за убийство брата Фото: Алексей БУЛАТОВ В Сысольском районе Коми осудили 61-летнего мужчину.
Комсомольская Правда
 День нутрициолога — это новый праздник, он отмечается 28 марта Профессия нутрициолога становится все более популярной, и праздник призван разъяснить ее особенности и задачи.
Роспотребнадзор
Terra incognita Коми края - Газета Республика Курвиметр, буссоль, теодолит, гониометр, планиметр и другие приборы с экзотическими названиями представлены на новой выставке в Национальном музее Коми.
Газета Республика
Оружие Победы привезли в Сыктывкар - Газета Республика В республике впервые открылась выставка из музея Михаила Калашникова Необычная выставка работает в Национальной галерее Коми.
Газета Республика