Прощай, «Сыктывдырка»!

Благодаря появлению СЛПК, оперного театра и университета Сыктывкар из глухой провинции превратился в крупнейший культурный и промышленный центр

Очередная познавательная прогулка по Сыктывкару была посвящена истории музыкального театра и университета. По словам проводившего экскурсию журналиста Игоря Бобракова, зарождение этих учреждений, а также Сыктывкарского ЛПК существенно изменило облик столицы Коми.

Крутые виражи судьбы республиканского премьера

Экскурсия началась возле Дома печати, где некогда размещался Совет министров Коми АССР и работал его председатель Зосима Васильевич Панев. Возможно, что ни музтеатр, ни университет не появились бы, если бы не было этого человека.

Родился Зосима Васильевич в деревеньке Кырс неподалеку от Айкино в 1914 году в крестьянской семье. Его отец участвовал в Первой мировой войне, был ранен, попал в госпиталь, где познакомился с большевиками, и они его сагитировали. Когда он вернулся домой, то сказал пятилетнему сыну Зосиме, что будет первым коммунистом в деревне. Тем самым он заложил в будущем руководителе Коми республики стремление всегда быть первым.

После школы Зосима Панев поступил в Усть-Вымский педагогический техникум, где он вступил в комсомол и практически сразу возглавил комсомольскую организацию. Получив диплом, учительствовал в селе Важкурья, а вскоре, в 20 лет, стал директором школы, а затем и инспектором районного отдела народного образования, пока его не призвали в армию.

В армии он служил дважды: сначала в 1936-1938 годах, а в 1939-м его призвали по мобилизации. Советский Союз собирался вступить в Финскую войну, про которую сам Панев позже сказал, что это даже не белое, а черное пятно в истории страны. И хотя служил он при штабе, ему довелось познать все «прелести» этой войны – голод, холод, бездарное командование, непонимание солдат, зачем они воюют.

После демобилизации его направили на работу не в школу, а в аппарат обкома партии. В это время репрессии прошлись по всем партийным органам республики, а потому нужны были новые кадры. Когда началась Великая Отечественная война, Панев сам пришел в военкомат, но ему сказали, что он нужен в тылу. Его направили на работу в Сысольский райком, где он вскоре стал первым секретарем. При нем Сысольский район перевыполнил план по хлебозаготовкам в полтора раза, что обеспечило ему дальнейшую карьеру. И в 1950 году в возрасте 36 лет Зосима Панев возглавил Совет министров Коми АССР.

На этой работе он столкнулся с тем, что мы сейчас называем «вертикалью власти». Как он позже говорил, без разрешения Москвы нельзя было построить даже баню. И Сыктывкарский ЛПК, и музтеатр, и университет появились вопреки этой пресловутой «вертикали».

В 1951 году на прием к Паневу пришел инженер «Ленгипробума» Николай Тюрнин с предложением построить недалеко от Сыктывкара крупный целлюлозно-бумажный комбинат. Он показал расчеты, и получалось, что это выгодное дело не только для республики, но и для государства. Сырьевые ресурсы находились близко, а в республике не было  ни одного предприятия по глубокой переработке леса. Панева он убедил, а вот бюро обкома партии отнеслось к этой идее скептически.

Еще более критично к плану возведения в Коми ЦБК отнеслись в Москве. Там сразу выложили минусы проекта: в республике не развита стройиндустрия, способная возвести столь масштабный объект, нет железной дороги до Сыктывкара. И, наконец, третий минус: в то время вся продукция лесозаготовок шла на переработку в Архангельск. Между тем для ЦБК нужен был не высокосортный лес, а большей частью отходы, которые, как правило, просто сжигались.

С огромным трудом удалось убедить московских чиновников все-таки включить возведение ЦБК в пятилетний план.  Но и это не было окончательной победой. Архангельские лоббисты сумели добиться, чтобы Госплан перевел строительство комбината в их область.  И все-таки в счастливом для Панева 1958 году под Сыктывкаром начали возводить целый лесопромышленный комплекс, давший толчок развитию всего города. В том же году были уложены первые шпалы железной дороги Сыктывкар – Микунь и открылся музыкальный театр.

Без одобрения Москвы

Театр оперы и балета стал второй точкой познавательной прогулки.

Инициатива создания музыкального театра в Сыктывкаре принадлежит некогда очень популярному певцу Борису Дейнеке. До 1943 года всесоюзное радио начинало свои передачи с песни «Широка страна моя родная» в его исполнении, а он сам в это время был заключенным Воркутлага. Правда, он не трудился на общих работах, а пел в музыкально-драматическом театре, созданном по инициативе начальника Управления Воркутстроя НКВД СССР Михаила Мальцева.

Когда срок заключения закончился, Дейнека переехал в Сыктывкар, работал в филармонии, ездил с концертами в поселки. Но такая работа его не удовлетворяла. И он пришел к начальнику республиканского управления искусств Серафиме Поповой с предложением создать музыкальный театр.

Эта идея в начале 1950-х годов была сущим безумием. В Сыктывкаре проживало всего 50 тысяч человек, сплошные деревянные дома, заасфальтированы только отдельные улицы, и даже на центральной площади, которая в то время гордо называлась Красной, росла трава.

Между тем Серафима Попова увлеклась идеей и вместе с Дейнекой пришла к Паневу, который поначалу отнесся к этому скептически. Ему рассказали про репрессированных артистов, которые оказались здесь, обещали добиться внеконкурсных мест в консерватории для талантливой молодежи. Панева удалось уговорить, а вот Москва дала категорический отказ. Только со второй попытки каким-то чудом получили принципиальное согласие, что позволило подготовить целевой набор абитуриентов, которых отправили на учебу.

Однако время шло, студенты из Коми готовились получать дипломы, а постановления Совета министров РСФСР об открытии театра добиться не удавалось. Тогда Панев сам поехал в Москву.

Интересный разговор был с министром финансов РСФСР Фадеевым. Он напомнил премьеру Коми, что есть постановление Президиума ЦК КПСС о категорическом запрещении открывать новые театры. Более того, в России к этому времени закрыли более 130 действующих театров (в основном это были так называемые колхозно-совхозные театры). Но у Зосимы Панева были свои аргументы. Он показал, как динамично развивается республика, поэтому регион нуждается в квалифицированных кадрах. Но кто захочет работать на суровом севере, если там нет должного культурно-бытового обслуживания? И это министра убедило. Но был против заместитель председателя Совмина РСФСР Кочемасов, который курировал социальную отрасль.

А в это время на полном ходу шла подготовка первой постановки театра – оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Ее ставил однофамилец русского гения, тоже композитор и дирижер Борис Чайковский. Помещения у театра не было, так что договорились использовать зал Областного совета профсоюзов. И вот в августе 1958 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Театр начал жить, хотя и не был оформлен должным образом. А в ноябре собрался Президиум Совета министров РСФСР, чтобы пропесочить Панева за самовольство. Премьер-министр Коми получил административное взыскание.

Во главе новорожденного театра поставили Бориса Дейнеку. И уже через четыре года была одержана крупная творческая победа. В 1962 году на сцене Кремлевского театра при полном аншлаге показали национальный балет «Яг морт» на музыку Якова Перепелицы. Искушенных москвичей привлекла северная экзотика, красивые мелодии, необычный сюжет.

Но театр испытывал финансовые трудности. Тогда решили музыкальный и драматический театры объединить. Только ничего хорошего из этой затеи не вышло, между двумя труппами начались разногласия, ревность. Из Москвы приехала специальная комиссия, которая должна была решить – оставить музыкально-драматический театр или музыкальную труппу вообще распустить. Первое, что они посмотрели, это оперу Александра Даргомыжского «Русалка». Постановка настолько понравилась москвичам, что они приняли единодушное решение – создать отдельный  музыкальный театр. А это был дипломный спектакль выпускницы Ленинградской консерватории Ии Бобраковой. «Русалка» продержалась в репертуаре театра почти 20 лет.

Глашатай «Сыктывкарской весны»

Ия Петровна  родилась в селе Пажга, что в 30 километрах от Сыктывкара. Детство было трудным. В 1934 году репрессировали ее отца, среднезажиточного крестьянина Петра Ильчукова. Дом отобрали,  мама Ии осталась с четырьмя детьми, переехала в местечко Давпон под Сыктывкаром. Она не только не имела городской специальности, но и вообще была неграмотной. Сумела только устроиться сторожем и уборщицей в выльгортской школе, ей выделили маленькую каморку, куда помещалась одна кровать, а детям пришлось спать на партах.

Ия Ильчукова после окончания семилетки поступила в педагогический техникум. Началась война, и учебу приходилось совмещать с работой на лесосплаве. Ее, четырнадцатилетнюю девчонку, поставили бригадиром, обнаружив в ней лидерские качества.

А в 1943 году в Сыктывкаре, где в эвакуации оказалось немало людей, так или иначе связанных с музыкой, открыли музыкальное училище. Ию Ильчукову приняли на дирижерско-хоровое отделение, которое она окончила с отличием, получив диплом №1. Но этого ей было мало, она окончила в том же году еще и вокальное отделение, после чего ее направили в Ленинградскую консерваторию. И когда она уезжала, произошло важное для нее событие.

В то время добраться до Ленинграда можно было на пароходе до Котласа, а оттуда поездом. Пароход уже отходил от пристани, когда она увидела, как по лестнице вниз бежит молодой офицер с чемоданом, добегает до причала, бросает чемодан на палубу, перелезает через бортик и прыгает. Этот поступок восхитил Ию. А звали офицера Бобраков Алексей Петрович. Он прошел всю вой-
ну и остался служить в советской армии. В 1950 году он приехал в отпуск в Сыктывкар, где жила его сестра.

На пароходе Алексей и Ия познакомились, а через год  поженились. А когда Ия Петровна окончила вокальный факультет Ленинградской консерватории, Алексей Петрович неожиданно получил назначение в Коми республиканский военкомат. Как  удалось Зосиме Паневу договориться об этом с министерством обороны, одному Богу ведомо.

И Ия Бобракова как верная жена последовала за мужем к себе на родину, где ее очень ждали, поскольку уже начали формировать труппу музыкального театра. В премьерной постановке «Евгения Онегина» она пела партию Ольги.

Но театр нуждался не только в артистах, но и в режиссерах. И вскоре Ию Бобракову отправили снова учиться в Ленинградскую консерваторию, теперь уже на режиссерский факультет.

В Коми республиканском музыкальном театре она ставила не только оперы, но и оперетты. И не только классику, но и местных авторов или на местную тематику, в частности, оперу «Домна Каликова» на музыку ленинградского композитора Бориса Архимандритова.

В 1967 году у нее случился конфликт с главным режиссером театра Эрастом Поповым. Она считала, что тот не понимает музыкальную специфику театра. И в итоге, прочитав в газете «Советская культура» объявление, что в Кишиневском институте искусств объявлен конкурс на замещение вакантной должности старшего преподавателя, отправилась в столицу Молдавии и победила в этом конкурсе. Три года  семья Бобраковых прожила в Кишиневе, пока Ию Петровну не позвали назад. А вскоре она стала главным режиссером музыкального театра.

Нельзя сказать, что в театре она сделала какие-то великие открытия, но она была крепким профессионалом и блестящим организатором. При ней театр вышел на новый уровень и стал называться театром оперы и балета Республики Коми. В переломном для страны 1991 году ей удалось организовать международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»), теперь носящий ее имя. При ней труппа театра стала выезжать на гастроли за границу.

В 2011 году ее проводили на пенсию, но без работы Ия Петровна себя не мыслила и спустя короткое время умерла.

Но театр живет, много гастролирует. Еще в 1969 году он получил собственное, правда, не слишком удачное здание. В театре зажглись звезды Альфии Коротаевой, Ольги Сосновской… Без него теперь город просто невозможно представить.

Поддержка Старовского

Последней точкой экскурсии стал Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина.

Вопрос о его создании в Коми поднимался еще в 1950-е годы. Но согласно ориентировочным расчетам возведение и оснащение университета обошлось бы примерно в ту же сумму, что строительство дороги Микунь – Сыктывкар. Денег таких у республики не было.

Снова этот вопрос встал в 1960-е годы. Республика активно развивалась, ей не хватало врачей, экономистов, юристов, учителей. И тогда, чтобы как-то начать организационный процесс, республиканский Совмин принял решение передать для университета строящиеся здания медицинского и педагогического училищ на Октябрьском проспекте.

А в 1970 году этот вопрос принялись энергично пробивать в Москве, которая, как обычно, отнеслась к этой идее, мягко говоря, без восторга. Столичные чиновники еще как-то соглашались на открытие в Сыктывкаре филиала одного из действующих университетов. Или в лучшем случае – на создание стационарного университета на базе Коми государственного пединститута. По их мнению, в таком небольшом городе, как Сыктывкар, нет объективных условий – соответствующей материальной базы и квалифицированных кадров – преподавателей.

И только один  крупный руководитель союзного значения поддержал идею безоговорочно. Это был управляющий Центральным статистическим управлением СССР, член Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР Владимир Старовский. Уроженец Коми края, он всегда внимательно следил за тем, как развивается республика, и всячески помогал ее руководителям.

Старовский дал задание своим подчиненным: выяснить, сколько докторов и кандидатов наук коми национальности работает в разных регионах страны. Оказалось, 17 докторов и 148 кандидатов. Кроме того, в Коми филиале Академии наук СССР трудилось 12 докторов и 146 кандидатов наук некоренной национальности. Получался солидный задел. Старовский лично переговорил по телефону с союзным министром высшего образования Елютиным и добился согласия. Таким образом удалось пробить брешь среди московских чиновников, и в сентябре 1971 года вышло постановление Совета министров СССР, одобряющее организацию университета в Сыктывкаре, а 10 февраля 1972 года появился приказ с утверждением его структуры.

Ректором новорожденного вуза назначили доктора географических наук Валентину Александровну Витязеву.

«Мама» сыктывкарских студентов

Валентина Александровна Протопопова родилась в маленькой деревне Сибирь рядом с Яренском. С детства ее увлекали географические карты. Наверное, ей хотелось как-то расширить рамки своей деревни, района. И она поступила в Ленинградский топографический техникум, который окончила с отличием. И ее направили в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

Во время войны она по семейным обстоятельствам перевелась в Карело-Финский университет, который находился в то время в Сыктывкаре.

Валентина хотела заниматься наукой, но ее направили работать инструктором промышленного отдела обкома партии. Возглавлял обком Алексей Тараненко – довольно жесткий человек, бывший чекист. Когда он принял Валентину на работу, то тут же спросил: «Почему в своей анкете вы скрыли, что ваш отец арестован?» Она в ужасе: «Я этого не знала». А отец ее работал счетоводом в «Севержелдорлаге». Валентина пошла в свой кабинет, позвонила начальнику этого учреждения от имени обкома партии, спросила, работает ли там такой человек. Ей ответили, что работает и на хорошем счету.

Она вернулась к Тараненко и сказала, что он не арестован. «Да, я знаю, – ответил первый секретарь, – я тебя проверял. Вообще, имей в виду, что будешь работать с секретными документами. Все писать от руки, ничего не выносить из кабинета. Если узнаю, что проболталась, сгною в тюрьме».

Уйти в науку она смогла только в 1949 году, когда Алексея Тараненко сменил на посту первого секретаря обкома Осипов. К тому времени она вышла замуж за фронтовика Василия Витязева, позже ставшего министром социального обеспечения Коми АССР.

Ее научные интересы были связаны с Печорским угольным бассейном. «Черное золото» Воркуты было очень востребовано во время войны, когда Донбасс был под немцами, для вооружения армии надо было поднимать металлургию, которая немыслима без коксующегося угля. Но война закончилась, закончились сталинские времена.  Шахтерам приходилось платить за работу на Севере вдвое больше, чем их донецким коллегам, и это повышало себестоимость воркутинского угля. Получалось, что он не нужен.

Но Валентине Александровне удалось доказать, что Печорский угольный бассейн – трамплин для освоения всего севера. Кроме того, у нашего угля хорошая обогатимость, в нем нет вредных примесей – серы и фосфора. Значит, он вполне конкурентоспособен.

Когда Витязевой предложили стать ректором открывающегося университета, она не имела не только опыта создания и руководства вузом, но и элементарной преподавательской работы, зато умела командовать мужчинами со времен работы в обкоме партии.

В первую очередь встал кадровый вопрос. Привлечь иногородних кандидатов и докторов наук из списка Старовского практически не удалось. На призыв отдать долг малой родине откликнулся только профессор Николай Фролов, к тому времени заведовавший кафедрой высшей математики Московского  энергетического института. Он был автором лучшего учебника по математическому анализу и плюс ко всему коми поэтом. Все остальные под разными предлогами отказались.

Но в Сыктывкар приехало немало выпускников ленинградских вузов. В частности, Яков Матвеевич Элиашберг, ныне гражданин США, обладатель ряда престижных премий в области математики. Университет питался молодой энергетикой этих людей.

И вот 1 сентября 1972 года возле главного корпуса новорожденного СГУ был сооружен постамент с факелом знаний. Вокруг стояли первые счастливые студенты. Зосима  Панев торжественно зажег факел, а потом вручил Валентине Витязевой символический ключ от университета.

Университет с самого начала зажил полноценной жизнью. Уже в первый год было создано студенческое научное общество, которое возглавил неутомимый Яков Элиашберг. После первого курса первые стройотряды разъехались по республике. Витязева вникала во все, ездила по этим стройотрядам, спрашивала, как устроились, довольны ли бытом, не обижает ли начальство.

Студенты в шутку называли своего ректора «мамой», что, видимо, не случайно.

И художественная самодеятельность сразу взяла высокую планку. На третий год существования СГУ в его стенах зародился легендарный студенческий камерный театр. Первый же его спектакль «Лжецы» по произведениям Брехта, Сэндберга и Ливадитиса имел бешеный успех. Его играли на сцене драмтеатра, а лишние билеты спрашивали аж за квартал. Нашлись, правда, деятели, которые усмотрели в нем антисоветчину и попытались запретить. Но Витязева этого сделать не позволила.

Валентина Александровна руководила университетом пятнадцать лет, но и после ухода с этой должности продолжала преподавать в нем. Она умерла в мае 2010 года, прожив 91 год.

В последние годы университет подвергся серьезной реорганизации, его объединили с пединститутом. В прошлом году получил имя выдающегося ученого-социолога Питирима Сорокина.

В 50-е годы прошлого века сыктывкарские мальчишки называли свой город «Сыктывдыркой». Но прошли десятилетия, город настолько изменился, что теперь уже никому не приходит в голову называть его столь уничижительно.

Григорий Алин

Фото автора и из архивов

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

????????????????????????????????????

 
По теме
Заместитель начальника ОМВД России по городу Воркуте – начальник полиции Сергей Зонов выступил перед депутатами городского совета и участниками заседания горсовета с докладом по итогам работы отдела за 2023 год.
Прокуратура Коми обнаружила нарушения при расселении в Коми Источник: kp.ru Жительница Сыктывкара подала в суд на мэрию из-за расселения В Сыктывкаре прокуратура проверила жалобу местной жительницы на городскую администрацию.
Молитва о Герое - Газета Республика Каждый раз, когда сыктывкарка Елена Лифенко идет по площади у Вечного огня, она на минуту останавливается у баннера с портретом своего супруга – Виталия.
Газета Республика
Председатель тарифного комитета Коми Анна Тюрнина сообщила, что с 2024 года в Коми введена дифференциация тарифов на электрическую энергию для населения по трем диапазонам в зависимости от объемов потребления.
Газета Трибуна
 День нутрициолога — это новый праздник, он отмечается 28 марта Профессия нутрициолога становится все более популярной, и праздник призван разъяснить ее особенности и задачи.
Роспотребнадзор
Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми - Syktyvkar.1istochnik.Ru Руководитель Минздрава Коми проинспектировал работу здравоохранения в этом муниципальном образовании Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми Федеральное государственное бюджетное образ
Syktyvkar.1istochnik.Ru
Terra incognita Коми края - Газета Республика Курвиметр, буссоль, теодолит, гониометр, планиметр и другие приборы с экзотическими названиями представлены на новой выставке в Национальном музее Коми.
Газета Республика
Оружие Победы привезли в Сыктывкар - Газета Республика В республике впервые открылась выставка из музея Михаила Калашникова Необычная выставка работает в Национальной галерее Коми.
Газета Республика