Реальность как источник вдохновения

Реальность как источник вдохновения
Реальность как источник вдохновения
Реальность как источник вдохновения
Реальность как источник вдохновения
Реальность как источник вдохновения
Фото: respublika11.ru

Герои картин художницы Нины Елиной живут здесь и сейчас

В селе Объячево Прилузского района в Центре изобразительного искусства и прикладного творчества открылась выставка необычного и талантливого художника Нины Елиной. Если кто-то однажды видел ее работы, то вряд ли об этом забудет: ее картины цепляют, задевают, обжигают, радуют, смешат. Вызывают живые и разные эмоции, что неудивительно, ведь на них отражена жизнь во всем ее мозаичном многообразии и проявлении. Но это отнюдь не голый реализм. Все картины художника приправлены тем, что доводит их до состояния гротеска.

Нина Елина работает в стиле гротеск. Ее картины, выполненные в технике цветной графики, можно было встретить на региональной выставке «Российский Север», прошедшей в Сыктывкаре несколько лет назад. Как выяснилось, она уже давно вернулась из Читы, где училась и работала, на свою малую родину – в село Летка Прилузского района. Вернулась, но как человек чрезвычайно скромный редко заявляет о себе. А ведь помимо своих необычных картин художник создает совершенно невероятных кукол и столь же потрясающей красоты этнические костюмы.

В день приезда журналиста «Республики» в Летку село было залито солнцем. На крыльце двухэтажного дома, в котором проживает большое семейство Елиных, в ожидании Нины – кормилицы сидел большой упитанный кот. Зверь оказался диковатым, увидав чужаков, убежал.

– Взяли бы к себе, да дома и так хвостатая орава, – говорит встречающая хозяйка.

Хвостатой оравой оказались белоснежный щенок самоеда, две красноухие черепахи, живущие в аквариуме, прижившийся голубь-подранок. В доме было шумно и весело: трое детей Нины и Александра, который в это время отрабатывал вахту на Ямале, проявили к гостям чрезвычайно живой интерес, по очереди заглядывая на кухню, где проходила беседа.

В Читу из Летки Нина переехала после 11 класса, чтобы подготовиться к поступлению на художественное отделение педагогического университета. В Чите жили родственники, поступать было удобно, да и университет славился своим преподавательским составом. Забайкальский город встретил будущую абитуриентку пятидесятиградусным морозом, все было в дымке, и на какие-то минуты девушке представилась жаркая зелень любимой Летки. На момент поступления у нее был выбор: изобразительное искусство или биология, она решила сдавать экзамены на оба предмета, и везде набрала нужное количество баллов. Победило творчество. Но любовь к биологии читается во всех работах Нины – как любовь ко всему живому, естественному, к среде, наполненной притяжением и отторжением, где существуют отдельные клетки и создаются целые миры.

Возможно, именно это обстоятельство и начало формировать к 3-4 курсу ее собственный стиль. Но мало кто об этом подозревал: до пятого курса на просмотры Нина выставляла работы академического характера: живопись, классическую графику. И только под финал выпуска она решила представить на суд преподавателей свой собственный почерк. Из чего складываются работы Нины? Все ее картины – сценки из жизни. Подсмотренные, но не в замочную скважину.

– Куда ни глянь – везде сюжет, который я могу оставить как есть, но чаще всего, конечно же, додумываю, интерпретирую, – говорит она.

Вот дворовые собаки, глотая слюну, с соответствующим видом наблюдают, как Нина кормит того самого крылечного кота: а вдруг не доест? Или бабушка, которая смотрит телевизор, обнимая впереди стоящий стул.

– Так моя бабушка сидела, у нее болели ноги, и так ей было легче, – рассказывает Нина.

А вот первая картина-сценка, «подсмотренная» на практике. Обмен студентов. Читинские едут в Китай, китайские – в Читу. В Поднебесную едет и Нина. Как-то в Китае русские студентки пошли в баню и поймали удивленные взгляды китаянок.

– Мы смотрим на них, они – на нас. Какие же мы разные, – со смехом вспоминает художница.

Педагоги ее работы оценили, но посоветовали соблюдать грань, чтобы не «завалиться» в карикатурность. Ирония, гротеск – да, но карикатура – это уже совсем другой жанр. Поэтому, говорит автор картин, если она чувствует, что работа начинает тяготеть к карикатуре, оставляет ее. То же самое – если в работе больше реализма, чем этого нужно. А ту самую «банную» работу один из уважаемых Ниной педагогов – Александр Тараненко назвал «Авиньонские девицы». Как известно, это первая работа кубического периода Пабло Пикассо. Видимо, таким образом преподаватель отметил первую работу «нового» жанрового начала Нины Елиной, а заодно и посоветовал, в какую сторону ей стоит чуть «сдвинуться», чтобы получилось еще интереснее.

Молодого автора поддерживали со всех сторон: преподаватели – художники Александр Тараненко, Сергей Павлуцкий, Нима Пурбуев, режиссер Андрей Подскребкин, отметивший в работах драматургический замес. Культуролог Вера Баева, которая напишет удивительные рецензии на работы Нины. Вот одна из картин, которая называется «Смска». На картине – обнаженная женщина, то ли отправляет по телефону, то ли читает сообщение.

«Надежда на избавление от одиночества стекает со стен краской с обоев, обрывки неполученных писем притворяются одеялом на холодной кровати. Пейзаж на стене всасывает ненужное никому тепло, как пузырьки воздуха, и скоро нечем будет жить в этой комнате. Очень эмоционально, но безнадежно», – отмечает критик.

Работы Нины действительно очень эмоциональны. Она любит и порой жалеет своих героев. В картине «Дорогой наш юбиляр» представители опеки дарят старику подарок, не от души дарят, для галочки, позируя при этом на камеру. Пожилой человек понимает это, на лице выражение: «Дожили…»

Любимая тема художницы – русалки. Причем эти мифические персонажи в ее работах совсем не такие, какими они представляются нам обычно. Это существа со своими судьбами, радостями, со своими любовями и характерами, порой они совершенно лишены романтического флера, а где-то даже и наоборот.

Вера окружающих в перспективу художницы не могла не вдохновить. Первая выставка четырех студенток в 2003 году в Чите, в числе которых была и Нина Елина, две выставки в Поднебесной, краевая выставка, региональная в Хабаровске, и снова в Чите – большая, персональная. Девушку приняли в забайкальский Союз художников, потом была выставка в Омске. И всюду – огромный интерес посетителей, восхищенные отзывы в журналах. Публикации в газетах, в изданиях различного толка. Но звездная болезнь обошла стороной. Повезло, что рядом почти постоянно были те, кто помогал выдерживать тональность, звучание работ, чтобы не переборщить, не оступиться, не улететь в «веселые картинки».

В числе таких наставников – известная забайкальская художница Елена Дружинина, живописец Вячеслав Скроминский. Еще ей очень помогала подруга, одногруппница Елена Изместева. Как говорит Нина Елина, «друг, соратник и завистник», с которой сложился отличный тандем, основанный на здоровой конкуренции, двигающей обеих к профессиональным вершинам. По окончании института уроженку Коми всячески пытались оставить на кафедре, и она было уже начала готовиться к кандидатскому минимуму. Но поняла, что это не ее, осталась просто в преподавателях. А в жизни тем временем появился театр. Поначалу они с Еленой Изместевой просто бегали в театр подрабатывать бутафорами, готовили реквизит. И так втянулись, что стали полноценными художниками-постановщиками. Полностью как художники поставили спектакль для взрослых Михаила Бартенева и Андрея Усачева «Курочка Ряба@.ru», режиссером выступил Андрей Подскребкин. Это был чистой воды эксперимент, и он удался. Потом поставили еще несколько детских спектаклей.

Жизнь вносит свои коррективы, в 2015 году Нина и Александр приняли решение переехать в Летку, поближе к родителям. Ездить к ним из Читы вчетвером стало очень дорого: в Забайкалье семья прибавила двумя детьми: Ангелиной и Савелием. Третья дочка – Эвелина родилась уже в Прилузье.

Летка – любимое место Нины Елиной на земле. Тут много жизни и много материала для работы. Но вот профессионального – творческого общения, музеев, театров, мастерских очень не хватает. Но и сидеть сложа руки мать троих детей не желает. Она приняла участие в кировской выставке молодых художников, провела показ своих этнических костюмов на выставке в Кудымкаре. Как выяснилось, еще в Чите, уже работая, она успела окончить, причем очно, колледж искусств по специальности «дизайнер швейных изделий». В Объячево, в Центре искусств, по предложению директора учреждения Олега Никулина поучаствовала в конкурсе «Мастер – золотые руки», выставив костюмы и кукол, и «нечаянно» выиграла грант. И все это – преодолевая природную застенчивость. Нина – абсолютно не пробивной человек. Но это, скорее, компенсация природы за ее большой талант.

Нинины дети очень любят все, что делает мама. Мало того, старшая Ангелина тоже растет художником. Причем к этому со стороны родителей не было приложено ни малейших усилий.

– Ангелина рисует гораздо лучше меня, я никогда не учу ее, не объясняю, она идет совершенно своей дорогой, – рассказывает Нина.

Средний Савелий – больше математик, а двухлетняя Эвелина пока только проявляет интерес к маминым куклам. Вообще никаких особых секретов в воспитании у мамы троих детей нет.

– Задают вопросы – объясняю, но сама ничего не навязываю. Что еще? Вместе подурачиться любим, – смеется Нина.

Большая отдушина в Летке – спортивный зал. Нина обожает ходить на лыжах, играть в волейбол, в рамках малой олимпиады, которая проходит в Летке и на которую собираются спортсмены со всего района, стреляет из пневматики, играет в теннис. Одним словом, Нина Елина – красноречивое свидетельство поговорки «Не место красит человека». А что касается выставок, то они непременно будут, в этом она не сомневается.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото автора

 
По теме
21 марта в 15:00 Дворец культуры городского округа Саранск приглашает всех желающих на национальный «ЭтноКласс» в рамках этнокультурного познавательного проекта «Наследники традиций» - Коень поладыцят.
Дом Дружбы народов Удмуртской Республики организует встречу активистов молодёжных национально-культурных объединений и молодёжи, заинтересованной в этнической теме, с директором Дома Дружбы народов Юлией Шахтиной.
Тема семьи и семейных традиций будет лейтмотивом многих фестивалей народного творчества в 2024 году – Году семьи – в рамках проекта «Семья России», который реализуется при грантовой поддержке Минкультуры России.
«Как на масляной неделе» – под таким названием в детском музейном центре «Дача Мощевитина» Сарапульского музея-заповедника прошла интерактивная праздничная программа для детей и взрослых.
Вопрос защитных полос - Газета Республика Депутаты обсудили пожарную безопасность населенных пунктов В комитете Госсовета Коми по законодательству и местному самоуправлению прошло рабочее совещание «О реализации органами местного самоуправления полномочий в о
Газета Республика
День воссоединения с Россией - Газета Республика Крым и Севастополь десять лет в «родной гавани» 18 марта исполнилось десять лет со дня возвращения Республики Крым и Севастополя в состав России.
Газета Республика