«Ромео и Джульетта» открыли Театр юного зрителя

Фото: www.bnkomi.ru

24 ноября состоялось открытие первого в республике Театра юного зрителя. Как самостоятельное направление деятельности драмтеатра им. В. Савина ТЮЗ был создан, чтобы привлечь в театр молодежь, и спектакль «Ромео и Джульетта», первая ТЮЗовская премьера, по мнению авторов, должен стать сильной заявкой, новой в истории драматического искусства республики страницей.

Фото предоставлены театром

В интервью накануне премьеры директор театра Михаил Матвеев неоднократно отмечал, что театр всегда с вниманием относился к молодому зрителю: в репертуаре есть постановки для детей, классика, востребованная широкой аудиторией, предпринимались попытки по созданию спектаклей в стилистике, близкой и понятной молодым, - например, «Truffaldino il servitore» по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ».

Главный режиссер театра и режиссер спектакля «Ромео и Джульетта» Юрий Попов, говоря об особенностях ТЮЗа, делал акцент на тематике произведений, которые берутся в работу, - они должны быть понятны и интересны юношеству. Трагедия Шекспира, сюжет которой построен на переплетении мотивов чистой любви, преданной дружбы, родительской заботы, под влиянием мнения света оборачивающихся трагедией, по мнению режиссера, найдут сочувствие и живой отклик у юных зрителей.

Для постановки «Ромео и Джульетты» Юрий Попов собрал большую постановочную группу: это художник Эрих Вильсон, с которым режиссер поставил большую часть своих спектаклей в театре им. Савина, приглашенный режиссер по пластике Светлана Скосырская, художник по свету Михаил Чернявский, преподаватель сценического боя Виталий Новик, преподаватель сценической речи, актриса драмтеатра Галина Микова, композитор Николай Григорьев.

Сценографическое решение Шекспира стало по-современному лаконичным и оригинальным: декораций практически нет, коробка сцены обрамлена канатами разного диаметра. Веревки, отвечающие на каждое движение на сцене, разнообразно подсвеченные, сделали пространство многомерным, легким, бесконечно изменчивым и передающим настроение героев: вот по ним прошла веселая волна – играя с ними, на сцену выбежали Ромео и его приятели, вот они анфиладой разлетаются в разные стороны – леди Капулетти уходит исполнять приказания мужа, вот спускается веревочная арка – и местом действия становится келья монаха Лоренцо.

Знакомство юных зрителей с гением Возрождения режиссер не стал усложнять символизмом и многоплановостью прочтений. Герои трагедии, одетые в стилизованные под шекспировскую эпоху костюмы, читают шекспировские монологи, обращаясь к залу. Прочтение Шекспира можно было бы назвать абсолютно классическим, если бы не несколько существенных «поправок». Первое – едва ли не самостоятельным действующим лицом в «Ромео и Джульетте» становится дерево – по режиссерской задумке, «древо жизни», - которое появляется в нескольких ключевых сценах, в том числе, в известной сцене на балконе заменяет сам балкон.

Второе – финал. Вопреки ожиданиям многих в спектакле не прозвучала строчка, которую знает каждый: «Но нет печальней повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Нужно отметить, что ожидания были напрасными изначально: Юрий Попов ставил трагедию Шекспира в переводе Бориса Пастернака, а расхожая цитата – из перевода Татьяны Щепкиной-Куперник. Режиссер закончил спектакль отрывком из пушкинского «Пира во время чумы» - песенкой Мери, ее исполнила Елена Аксеновская. Чистый образ девы в белом утверждает любовь, побеждающую даже смерть, и становится резюме для всей постановки:


Если ранняя могила
Суждена моей весне –
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, -
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.

И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах!

Пластическое решение спектакля не только «оживляет» непростой текст, но и наделяет отдельные сцены большим значением и смыслом. Бал передает дух эпохи; метафорически поставленная «ночь любви» показывает всю амплитуду чувств влюбленных, обреченных на разлуку; надевание подвенечного платья не только превращается в обряд, но и рассказывает новое о героинях – матери и дочери Капулетти; шествие чумы, в которое вовлечен Ромео, - не просто перемена места действия из Вероны в Мантую, а аллегория состояния героя, оказавшегося в ссылке; финал становится еще более трагичным в своей нелепости – Ромео выпивает яд одновременно с тем, как Джульетта встает со смертного одра; выход горожан, мятущихся по сцене в начале спектакля, предвещает ужасный конец… Профессионально поставленные бои не дают усомниться в том, что это не игра, и герои действительно находятся в опасности. Музыка, подобранная Николаем Григорьевым, расширяет масштабы полотна спектакля и отвечает настроению каждой сцены.

Самая большая ответственность за спектакль была возложена на молодых актеров – студентку Екатеринбургского театрального института Кристину Черневу и студента республиканского колледжа искусств Ивана Николайченко, выбранных на роли Джульетты и Ромео. Для обоих – это первая большая работа на сцене. Юный возраст, отсутствие большого профессионального опыта, сильное волнение, чистота переживаний помогли создать живые образы, которым нельзя не сочувствовать.



В спектакле вообще много хороших актерских работ – от эпизодов до главных ролей актеры оказались каждый на своем месте. Это и Монтекки в исполнении Ольги Носковой и Игоря Янкова, не сказавшие почти ни слова, бессловесные старейшины – Михаил Липин, Александр Кузнецов, Евгений Малафеев, - держащие напряженные сцены встречи двух враждующих семейств. Зловещий аптекарь в исполнении Евгения Малафеева поддерживает мистические настроения, заявленные в начале спектакля выходом горожан, и проводит линию рока, во власти которого оказались влюбленные – и вот социальный конфликт (междоусобная рознь) выходит уже на другой смысловой уровень. Татьяна Валяева в роли кормилицы (в другом составе ее играет Надежда Пешкина) задает и держит комедийную линию.

Анна Софронова, сыгравшая леди Капулетти, предстает матерью любящей, глубоко переживающей, но подавившей живые чувства под напором традиции и правил света. Сам Капулетти в исполнении Владимира Кузьмина – ослепленный осознанием собственной правоты тиран, желающий лучшего своему ребенку, прозревает только от горя. Владимир Рочев сделал своего брата Лоренцо слепым буквально – но он единственный из всех оказался способным увидеть и оценить главное – любовь.



После окончания спектакля поздравить театр с премьерой и открытием ТЮЗа вышел министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов.

- Сегодня мы презентовали новое, уникальное для нашего северного края направление – Театр юного зрителя. Это знаковое событие. Спасибо всем, кто работал над спектаклем – то, что мы увидели, было потрясающе, - обратился Сергей Емельянов к творческой команде, отметив, что постановка получила федеральную поддержку и помощь от «Единой России» в рамках партийного проекта «Театры – детям».

Последние новости Республики Коми по теме:
«Ромео и Джульетта» открыли Театр юного зрителя

- Сыктывкар
24 ноября в Государственном Академическом Театре драмы имени Виктора Савина состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетта» Спектакль стал новинкой для недавно открывшегося театра юного зрителя благодаря партийному
15:54 25.11.2017 Единая Россия
IMG_8780.JPG - Bnkomi.Ru
«Ромео и Джульетта» открыли Театр юного зрителя - Сыктывкар
24 ноября состоялось открытие первого в республике Театра юного зрителя. Как самостоятельное направление деятельности драмтеатра им.
12:49 25.11.2017 Bnkomi.Ru
 
По теме
В театре им. Савина завершаются репетиции спектакля «Ромео и Джульетта» - Единая Россия 21 ноября в театре им. В. Савина состоялась пресс-конференция, посвященная открытию Театра юного зрителя и премьере трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Попова.
22.11.2017
 
Местные актеры готовы воплотить на сцене классику Шекспира Сегодня, 21 ноября, в сыктывкарском театре драмы имени Виктора Савина прошла пресс-конференция, посвященная открытию ТЮЗа и премьере спектакля «Ромео и Джульетта».
21.11.2017
24 ноября спектаклем «Ромео и Джультта» откроется первый в Республике Коми Театр юного зрителя ТЮЗ будет работать в Сыктывкаре на площадке Академического театра драмы имени Виктора Савина.
21.11.2017
 
Савин на сайт - Газета Красное знамя Основоположник коми драматургии возглавлял «Зырянскую жизнь» вплоть до смены её названия Автор: Надежда Митюшева    Виктор Савин с сыном Станиславом.
21.06.2018
Савин на сайт - Газета Красное знамя Основоположник коми драматургии возглавлял «Зырянскую жизнь» вплоть до смены её названия Автор: Надежда Митюшева    Виктор Савин с сыном Станиславом.
21.06.2018 Газета Красное знамя
В Сыктывкаре открылась выставка фотокорреспондентов «Красного знамени» Автор: Михаил Казанцев    Юрий Осетров , Сергей Сухоруков , Андрей Шопша .
08.06.2018 Газета Красное знамя
IMG_1905.jpg - Агентство по физкультуре и спорту Сегодня, 20 июня, в пресс-зале министерст в а физической культуры и спорта Республики Коми состоялось в ручение грамот рекордсмену Чемпионата России по легкой атлетике среди глухих Илье Штанько и его тренеру Ивану Балясникову.
20.06.2018 Агентство по физкультуре и спорту
tcOscl11hW4.jpg - Агентство по физкультуре и спорту В Республике Коми появилась региональная федерация футгольфа. Основными ее целями будет развитие и пропаганда данного вида спорта, а также повышение роли футгольфа в повседневной жизни горожан.
20.06.2018 Агентство по физкультуре и спорту
12 июня на Стефановской площади публика наблюдала за соревнованиями силачей.
13.06.2018 Газета Республика
Информация о перекрытии движения в связи с асфальтированием участка дороги ул. Мира-б. Пищевиков - Vorkuta-Online.Ru Администрация городского округа "Воркута" сообщает, что в связи с проведением работ по асфальтированию дорожного полотна с 09:00 22 июня по 29 июня 2018 года будет произведено полное перекрытие дорожного движения по б.
20.06.2018 Vorkuta-Online.Ru
30 июня в Сыктывкаре состоится Республиканский выпускной «Облака.LIVE», в котором примут участие студенты среднего профессионального и высшего образования региона.
20.06.2018 Министерство образования
ОАО «РЖД» подозревается в антимонопольном нарушении             В Коми УФАС обратился интинский предприниматель с жалобой на действия ОАО «РЖД» в части запрета въезда автомобильного транспорта на ж/д перрон для выг
20.06.2018 УФАС