Сетевое взаимодействие вузов является одним из средств повышения качества подготовки высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов с целью развития экономики региона и страны в целом. Об этом заявила заместитель председателя Правительства Республики Коми-министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Михальченкова по итогам расширенного заседания Совета ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области с участием ректоров государственных вузов, работающих на территории Северо-Западного федерального округа.
По ее мнению, также для успешного решения задачи социально-экономического развития региона требуется использование потенциала образовательных, научных организаций и предприятий, стимулирование их активного взаимодействия с целью объединения ресурсов и инфраструктуры, обеспечения прогрессивной образовательной и научно-исследовательской базы, собственного потенциала дальнейшего развития.
«Это сотрудничество заключается не только в сетевом взаимодействии при реализации образовательных программ, но и совместном участии в научно-исследовательских проектах, проведении совместных конференций, приглашении ведущих ученых и практиков для реализации образовательного процесса», - сказала Наталья Михальченкова.
Говоря о вузах Республики Коми, она отметила, что, например, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина уже проводит работу по организации взаимовыгодного сотрудничества с вузами, близкими по направленности или спектру реализуемых образовательных программ.
В рамках сетевого взаимодействия осуществляется реализация программ с Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом им. Огарева («Библиотечно-информационная деятельность») и с Удмуртским государственным университетом («Педагогическое образование»).
Последний пример представляет собой яркий пример сетевой формы реализации образовательных программ как закономерного этапа участия вузов в глобальных проектах и экспериментах федерального уровня.
«Действительно, многие элементы сетевого взаимодействия реализуются в рамках межвузовских проектов, которые могут стать в дальнейшем основой для сетевых программ. В частности, и СГУ им. Питирима Сорокина и Удмуртский государственный университет являлись участниками федерального Проекта модернизации педагогического образования, реализовывали мероприятия в рамках его экспериментальной программы, что в частности облегчило совершение прорыва в реализации сетевого взаимодействия», - сообщила вице-премьер.
Сетевое взаимодействие вузов СЗФО, отметила Наталья Михальченкова, становится особенно актуальным в контексте российского «мегапроекта» по освоению и развитию Арктики, в части подготовки квалифицированных кадров.
Получение СГУ им. Питирима Сорокина статуса опорного вуза подчеркнуло вторую закономерность деятельности университета – поиск партнеров, близких не только идеологически либо социально-экономической позицией в своем регионе, но и играющие важную роль в формировании кадрового потенциала и научно-образовательной среды собственного региона и – шире – СЗФО или Арктической и приарктической зоны Европейского Севера России.
В частности, был проведен анализ возможности реализации сетевых образовательных программ со вторым значимым вузом Республики Коми – Ухтинским государственным техническим университетом, в 2017 году заключен договор о сетевой реализации программы «Экологическая безопасность и управление природопользованием в Арктическом регионе» (направление подготовки «Экология и природопользование») с Северным (Арктическим) федеральным университетом, в ближайшее время планируется начало сетевой реализации указанной программы.
Формированию устойчивых связей с Северным (Арктическим) федеральным университетом способствовало взаимодействие вузов в рамках нового созданного объединения университетов. 6 июня 2016 года, напомнила Наталья Михальченкова, для консолидации усилий в сфере интеллектуального освоения и подготовки кадров для обеспечения устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) был создан Национальный арктический научно-образовательный консорциум (НАНОК). В рамках консорциума предусмотрено развитие сотрудничества ведущих университетов арктического региона, осуществление ими совместных образовательных и научно-инновационных проектов, информационный обмен в части обеспечения реализации государственной политики в АЗРФ. В марте 2017 года Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина и Ухтинский государственный технический университет официально вошли в состав Национального Арктического научно-образовательного консорциума, действующего на базе Северного (Арктического) федерального университета.
«Приведенные примеры показывают, что одним из наиболее эффективных условий реализации сетевого взаимодействия вузов для обеспечения решения задач социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа является наличие четко сформулированной на внутри- и межвузовском уровне организационно-методической структуры, позволяющей выстраивать согласование между университетами не стихийным образом, а исходя из общих, единых принципов, целей, задач», - подчеркнула Наталья Михальченкова.
При этом сетевая форма реализации образовательных программ является только базой для полноценного объединения образовательных, кадровых, научных, информационно-технологических ресурсов вузов.
«Действительно, эффект сетевого сотрудничества во многом заключается в расширении возможностей получения уникальных компетенций студентами и преподавателями, оно означает улучшение качества образовательных программ, доступа к объединенным ресурсам участников сети, индивидуализацией образования. Однако следующим этапом развития идеи, по мнению представителей нашего опорного вуза, может стать «сетевой университет», явление куда более значительное и претенциозное», - сказала вице-премьер.
Наиболее глобальным проектом СГУ им. Питирима Сорокина в области сетевого взаимодействия вузов с учетом цифровой трансформации экономики является подготовка к полноценному функционированию Сетевого университета Ассоциации финно-угорских университетов (АФУУ), организуемого по инициативе Петрозаводского государственного университета. 21 октября 2016 года в Югорском государственном университете члены АФУУ обсудили сетевое взаимодействие вузов Ассоциации. Меморандум о создании сетевого университета АФУУ подписали представители шести вузов, при этом два из них относятся к вузам, обеспечивающим подготовку кадров для СЗФО.
Целью создания Сетевого университета АФУУ является налаживание и координация сотрудничества в сферах академической мобильности, научных исследований, технологических разработок и инноваций, повышения конкурентоспособности в национальном и международном масштабах.
«Необходимо отметить интерес к работе Ассоциации со стороны университетов Финляндии и Венгрии. Организация международного сотрудничества (в частности, СГУ имени Питирима Сорокина имеет опыт организации такого взаимодействия с Университетом Сэма Хьюстона, США) безусловно является новым вызовом на пути повышения качества образования и подготовки к участию в экспорте российского образования. Однако базовой для ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» является ориентация на подготовку кадров для региона и – более широко – для экономики Северо-Западного федерального округа», - сказала Наталья Михальченкова.
Сетевое взаимодействие, дополнила она, может быть реализовано посредством разнообразных универсальных механизмов: совместные образовательные программы, дистанционное обучение, независимая оценка качества образования, общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, научно-практические конференции, выставки, форумы, в том числе, виртуальные. Действующей организационной моделью взаимодействия в этом направлении является консорциум.
Так, Ухтинский государственный технический университет в рамках деятельности Национального научно-образовательный инновационно-технологического консорциума вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов ведет общую координационную деятельность вузов-членов консорциума, сбор необходимой информации от вузов и другую работу.
Образовательное и научное сотрудничество в Арктической зоне Российской Федерации осуществляется в контексте полноценного участия организаций – членов Совета ректоров Республики Коми в ряде государственных, общественных и профессиональных ассоциаций, стратегической целью которых является наращивание присутствия Российской Федерации в Арктике и реализация глобальных арктических проектов.