В преддверии Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» в Сыктывкаре покажут «Сказки Гофмана»
22 апреля впервые в Сыктывкаре ценители оперного искусства и поклонники музыки «короля оперетт» Жака Оффенбаха смогут насладиться премьерой его единственной оперы «Сказки Гофмана».
Опера «Сказки Гофмана» воплотится на сцене театра оперы и балета Республики Коми. Как отметил директор театра Дмитрий Степанов, команда постановочной группы спектакля провела огромную работу. «Эта опера – фантастический спектакль, который включает непростую постановочную работу, необычный музыкальный материал, сложную драматургическую линию. Я уверен, премьера продемонстрирует слаженность и профессионализм всего коллектива театра».
Над премьерным спектаклем работали дирижёр-постановщик Азат Максутов, режиссёр-постановщик Илья Можайский, сценограф Юрий Самодуров, художник по костюмам Наталия Кравченко, хормейстер-постановщик Наталья Масанова, хореограф- постановщик Наталья Терентьева, художник по свету Нелли Сватова.
Непростой музыкальный материал потребовал серьезной и кропотливой работы с разными редакциями нотного материала оперы. Восхитительные мелодии оперы сочинены восьмидесятилетним композитором, приверженцем легкого жанра, прославившимся созданием оперетт, и только в конце жизни воплотившим свою давнюю мечту о написании оперы.
Жак Оффенбах в союзе с либреттистом Жюлем Барбье в своем произведении обращается к трем известным новеллам Гофмана, объединяя их общим сюжетом. К сожалению, сам композитор не дожил до того дня, когда его последнее творение впервые было представлено публике и имело огромный успех.
Гениальное творение Оффенбаха имело нелегкую судьбу: творческий метод композитора предполагал полное завершение работы над партитурой уже после премьеры на публике, но закончить партитуру он так и не успел.
Гениальное творение Оффенбаха имело нелегкую судьбу: творческий метод композитора предполагал полное завершение работы над партитурой уже после премьеры на публике, но закончить партитуру он так и не успел; трагический пожар в Вене, когда театр сгорел дотла во время второго показа спектакля; обнаружение в архивах после Второй мировой войны материалов, написанных Оффенбахом для этой оперы.
На премьере спектакля в Париже в 1881 году и следом за ней в Вене опера снискала любовь публики и облетела всю Европу. Премьера «Сказок Гофмана» в России состоялась в 1894 году на сцене одной из московских антреприз.
В основе сюжета – три совершенно разные любовные истории, закончившиеся трагически для самого Гофмана. Фантастические видения гениального поэта, ищущего любовь в сложном и противоречивом мире, невозможность обрести душевную гармонию, переживания главного героя – вот основные проблемы, поднимаемые авторами произведения и постановщиками спектакля.
Перед зрителями раскрывается таинственный мир, наполненный необыкновенными персонажами. Люди и куклы, любовь и мистика – это энциклопедия душевных состояний творца, таинственный мир которого шаг за шагом раскрывается в прекрасной музыке Оффенбаха и драматургии спектакля.
Постановка оперы «Сказки Гофмана» – новая ступень в развитии театра, новое испытание для артистов. Спектакль изобилует непростыми оперными партиями, ариями и дуэтами, знакомыми многим по концертным исполнениям, драматически сложными образами.
В разных картинах оперы появляются диаметрально противоположные женские образы – возлюбленные главного героя (Олимпия, Джульетта, Антония, Стелла). Поражают и другие герои – насмешливые, бесчувственные и жестокие люди, окружающие поэта. Все герои, соединяясь в сознании Гофмана, будоражат и воображение зрителей.
В этом великом творении Оффенбаха, благодаря торжеству музыки, необычности формы и содержания, воображение и художественное восприятие зрителя позволит по-новому взглянуть на взаимоотношения человека и общества, мужчины и женщины, музы и поэта.