Сокрушение рынка

На колонку вообще_2
Сокрушение рынка
Фото: i2.wp.com
Почему забастовали автоперевозчики Сыктывкара Автор: Валерий Черницын    

Парадокс случившейся в начале июня забастовки водителей автобусов Сыктывкара заключается в том, что в стачку легли… индивидуальные предприниматели – класс: а) свободный; б) но отвечающий за любые свои действия, ибо каждое такое действие немедленно отражается на собственном кармане. Более гибко, чем на кармане наёмного работника.

 

Но парадокс очень легко объясняется, если внимательно вглядеться в бастовавших. Мы имеем дело не с предпринимателями. Перед нами – обыкновенные работники, которых руководство компании, выигравшей конкурс на соответствующие маршруты, просто вынуждает заключать с ней договор подряда. Более того: конкретно в случае с ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» (САТП-1) мы имеем дело с ещё более изощрённой схемой. САТП-1, выигравшее в конце 2016 года конкурс по всем автобусным маршрутам столицы республики, но не имевшее собственного автопарка, само взяло в аренду автобусы у ИПшников, а затем сдало их в субаренду. Им же.

С 1 июня начали действовать поправки в федеральный закон № 220 об организации пассажирских перевозок автотранспортом – и применяемая САТП-1 схема сразу стала незаконной. И ИП-водители, выехавшие в минувшую пятницу на линии, немедленно оказались под прицелом транснадзора.

Все эти тонкости я пишу, однако, вовсе не для того, чтобы напомнить фабулу события. Переговоры в правительстве РК вроде бы привели забастовщиков обратно в автобусы, и ситуация вроде бы возвращена в спокойное русло по крайней мере на два месяца.

Но может ли она в принципе быть спокойной?

Поднимемся над перипетиями данного конкретного конфликта и посмотрим на общественный транспорт как на социально-экономический феномен. Мы воспринимаем как само собой разумеющееся, что речь идёт о феномене рыночном, что автоперевозчик – как нормальный коммерсант – должен заботиться прежде всего о получении прибыли.

А теперь смотрим на конкретную практику в Сыктывкаре. Вот что рассказали «Красному знамени» кондуктора, за три дня до забастовки вышедшие на Театральную площадь на митинг. Водитель выезжает на линию, и нарядчик выдаёт ему рулон из 1001 билета, из которых он должен реализовать за смену (длится с пяти часов утра до часу ночи) не меньше 600. Если меньше – это невыполнение плана, и водителя легко могут перевести на менее прибыльный маршрут. А в Сыктывкаре таковы почти все – за исключением эжвинских 18-го и 54-го и, частично, городских 1-го и 46-го.

Но мы же понимаем, что в условиях движения продавать билеты практически нереально. И водитель берёт в дорогу помощника – жену, брата, сватью, просто кореша. Ну ОК, не просто кореша. Конечно, вместе с водителем выходит ровно тот же кондуктор, который и выходил с ним до 1 января нынешнего года – когда генеральный директор САТП-1 Александр Рукавишников решил кондукторов ликвидировать как класс. Разумеется, с благой целью, точнее, даже с двумя: 1. расчистить дорогу техническому прогрессу – будущим валидаторам; 2. и да, оптимизировать расходы: мы же помним, что речь идёт о рынке и коммерческом предприятии.

А вот теперь – картина из автобусной жизни глазами пассажира, причём пассажира из Эжвы, то есть с тех самых прибыльных маршрутов. Итак, автобус начинает движение. Мы, продолжая помнить о священных принципах рынка, понимаем, что главное для водителя – это принести своему хозяину сегодня не менее 12 тыс.рублей. Ритмичность движения, скорость езды, длительность остановок, наконец, комфорт пассажиров – это всё глубоко-глубоко вторично.

Особенность именно эжвинских маршрутов – в том, что при наличии большого числа перемещающихся в оба конца пассажиров их погрузка и выгрузка происходят по всему маршруту крайне неравномерно. Фактически мы имеем дело с междугородным автобусом, в который, допустим, на территории Эжвы загружается N-ное количество пассажиров, крайне незначительно они до- или убавляются на всем протяжении вплоть до Орбиты – а затем всё повторяется с точностью до наоборот в движении назад. Водителю нужно дать план – и чтобы его дать, он будет делать ровно противоположное желанию пассажира.

Что требуется последнему? Более-менее комфортное пространство в салоне для 30-40-минутной поездки. Это пространство может образоваться только в том случае, если автобусы ездят с частым интервалом. Но из чего водителю делать выручку? Из перевозимого воздуха? И то, что для пассажира дискомфорт (переполненный тесный салон), для водителя – приближение заветного плана.

Что ещё требуется пассажиру? По возможности быстрее доехать. Поэтому, когда автобус движется нарочито медленно при пустой трассе, пассажир снова испытывает дискомфорт. И особенно он усиливается, когда автобус попросту «зависает» на остановке, уныло стоя с открытыми дверями. Водителя можно понять – он, подобно алкоголику с последней каплей в бутылке, хочет выжать такую пассажиро-каплю с каждой остановки.

Так что же мы имеем в итоге? Рынок, наполняющий наши прилавки едой и одеждой, вдруг, выйдя на автобусную линию, начинает работать против потребителя. В чём же тут дело?

Советую, по Писанию, начать со слова. Слова «общественный». Рынок вполне успешно может работать и в сфере пассажирских перевозок. С одним несложным условием: если речь идёт… о такси. Он на такси и работает (хотя там тоже всё не просто – Яндекс-такси и проч.). С той самой животворящей конкуренцией. Потому что такси – это гибкий автотранспорт, не зависящий от жёстко расчерченных маршрутов. Обе стороны при этом получают то, что и должны получать: пассажир – комфорт и скорость, водитель – деньги.

Так вот: для ОБЩЕСТВЕННОГО транспорта, тем более когда там воцаряется монополист, никакого рынка быть не может. Общественный транспорт не может и не должен быть сугубо коммерческим предприятием. Он, просто в силу своей сути (перевозка по низким ценам пассажиров, которые не могут позволить себе ни собственного автотранспорта, ни такси), – ярко выраженная социальная служба. Да, что-то вроде среднего образования или обязательно-страховой медицины. Вы можете себе представить, чтобы в ближайшей к вам школе начали учить исключительно за деньги, причём директор школы устанавливал бы учителям план по выручке? А это явления одного порядка. От того, как вы проедетесь утром на работу, зависит ваше самочувствие и производительность на этой работе. От того, как вернётесь домой, – самочувствие и настроение в семье.

Если руководителей города и республики такие мелочи не волнуют – ну что ж, их можно поздравить с близорукостью. А нам посоветовать учесть это, например, на очередных выборах.

P.S. На прошедшем 1 июня на Театральной площади в Сыктывкаре митинге кондукторов выступал водитель троллейбуса из Калининграда Юрий Никифоров . По его словам, в самом западном областном центре России действует единое муниципальное предприятие «Калининградгортранс», естественно, и с водителями, и с кондукторами. Никакого плана по выручке там не существует. Оплата работников – почасовая.

Фото Максима Полякова, «7х7»

 
По теме
Причина забастовки частных предпринимателей стали возможные штрафы. Утром понедельника в Сыктывкаре водители 85 автобусов, которые работают по договорам субподряда с САТП №1,
Пенсионер из Сысольского района осужден за убийство младшего брата Дарья КИНЗИКЕЕВА Житель Сысольского района осужден за убийство брата Фото: Алексей БУЛАТОВ В Сысольском районе Коми осудили 61-летнего мужчину.
Комсомольская Правда
 День нутрициолога — это новый праздник, он отмечается 28 марта Профессия нутрициолога становится все более популярной, и праздник призван разъяснить ее особенности и задачи.
Роспотребнадзор
Terra incognita Коми края - Газета Республика Курвиметр, буссоль, теодолит, гониометр, планиметр и другие приборы с экзотическими названиями представлены на новой выставке в Национальном музее Коми.
Газета Республика
Оружие Победы привезли в Сыктывкар - Газета Республика В республике впервые открылась выставка из музея Михаила Калашникова Необычная выставка работает в Национальной галерее Коми.
Газета Республика