19-22 сентября 2017 года по инициативе Ассоциации детских психиатров и психологов на базе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета при поддержке Минздрава России и Минобрнауки России, Российского общества психиатров и Благотворительной программы «Альфа-Эндо» Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» в г. Санкт-Петербурге состоялся VI Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». В нем приняли участие 385 представителей различных специальностей (психиатров, психотерапевтов, психологов, педиатров различного профиля, педагогов, специалистов органов опеки и внутренних дел, социальных педагогов и др.) из 51 региона Российской Федерации, стран СНГ, Финляндии, США, Израиля, Великобритании, Австралии.
С сообщением об опыте работы республики в части сопровождения детей с ментальными нарушениями, а также о процедуре и особенностях проведения исследований по контролю за распространением в образовательных организациях психотропных и наркотических препаратов в работе Конгресса приняла участие Светлана Андреевна Уланова, д.б.н., директор Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Образование и здоровье».
В качестве предложений по решению наиболее острых проблем, препятствующих созданию полноценной общегосударственной системы охраны психического здоровья подрастающего поколения, собравшимися были отмечены:
- Необходимость привлечения профессионалов в области детско-подростковой наркологии и аддиктивных расстройств, в разработку научно-методической оценки и сертификации методов массовой диагностической (в том числе психодиагностической) и профилактической антинаркотической деятельности государственных ведомств и организаций - с целью предотвращения нарушения прав ребенка и семьи, неоправданного и неэффективного расходования государственных средств.
- Усовершенствование нормативно-правовой базы и научно-методического обеспечения системы подготовки кадров, деятельности психолого-медико-педагогических комиссий для внедряемой системы интеграции в естественный социум (инклюзии) детей с особыми нуждами. Целесообразно начать введение инклюзивного образования с дошкольного периода. Необходимо формирование позитивного общественного отношения к инклюзивному обучению, в первую очередь, с вовлечением средств массовой информации.
- Разработка и нормативное обеспечение механизма профессиональной экспертизы и сертификации развивающей и игровой, в том числе компьютерной, продукции для детей и подростков, с тем чтобы предотвратить ее негативное воздействие на психологическое развитие и психическое здоровье детей, подростков и учащейся молодежи.
- Проведение на федеральном уровне постоянных мониторингов и популяционных исследований состояния социально-психологического здоровья детей и молодежи.
- Поддержка и развитие региональных инициатив по созданию самостоятельных служб психического здоровья детей и подростков, разработав, в том числе, научно-методические и нормативные основы деятельности таких служб.
- Создание условий для подготовки узкопрофильных специалистов службы психического здоровья детей и подростков, в том числе по психиатрии раннего возраста («микропсихиатров»), детско-подростковой психосоматике, психотерапии, болезней зависимости, медицинской психологии и др.
- Создание эффективной системы ускоренного внедрения в практику детской психиатрии достижений психофармакологии, с тем чтобы в терапии детей и подростков могли использоваться современные действенные и безопасные психотропные средства вместо морально устаревших, с высоким риском осложнений препаратов.
- Осуществление государственной поддержки специальных изданий, мероприятий, в том числе тематических конгрессов и конференций на федеральном уровне, осуществляющих трансляцию опыта эффективного межпрофессионального и межведомственного взаимодействия в сфере охраны психического здоровья детей и подростков, поддержания психосоциальной адаптации семьи.
- Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области охраны социально-психологического здоровья подрастающего поколения, в том числе сотрудничества профессиональных сообществ, через организацию кросс-культуральных исследований наиболее острых проблем нарушений развития, поведения, психосоциальной адаптации, а также этнокультуральной ксенофобии и толерантности детей и их семей.
На Конгрессе было принято решение о проведении VII Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» в 2021 г.
Конгресс выражает уверенность в том, что как органы законодательной власти, так и ведомственные структуры на различных уровнях – от федерального до муниципального, а также общественные организации в пределах своей компетенции способны взять на себя ответственность за решение указанных неотложных проблем в деле сохранения психического и социально-психологического здоровья подрастающего поколения.
Информацию предоставил Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Фотографии |