В конце прошлой недели в Коми республиканской академии государственной службы и управления состоялся бесплатный трёхдневный семинар на тему социального предпринимательства , который провёл бизнес-тренер, эксперт по социальному предпринимательству, кандидат политических наук, доцент ПГНИУ, автор около 40 публикаций, более 100 социальных проектов и составитель авторских курсов по социальному предпринимательству, преподаватель Пермского государственного университета и Высшей школы экономики, эксперт с 12-летним опытом академической деятельности, 14-летним стажем работы в 5-ти сильнейших некоммерческих организациях России, прошедший стажировки и обучения в 11 странах мира, реализовавший более 400 семинаров для общественных организаций и органов власти — Пономарев Сергей Витальевич .
Данный семинар стал первым этапом Школы социального предпринимательства, начавшей свою реализацию на площадке КРАГСиУ.
Сергей Витальевич в течение трёх дней работал с социальными предпринимателями и представителями некоммерческих организаций нашего региона. Слушатели семинара узнали много новой и полезной информации, в частности, о том, что такое социальное предпринимательство и рынок социальных услуг, о возможностях социального предпринимательства для социальной сферы Республики Коми и международном опыте социального предпринимательства и мн.др.
Слушатели остались очень довольны прослушанным семинаром, все без исключения дали высокую оценку эксперту, тому материалу, который он представил в рамках семинара, его доступному изложению, полезности и актуальности материала.
Мы побеседовали с высокопрофессиональным экспертом и хотим поделиться с Вами услышанной информацией — очень интересной и полезной для понимания социального предпринимательства:
— Сергей Витальевич, насколько тема Социального предпринимательства важна и актуальна на сегодняшний день?
— Смотря для кого. С точки зрения государства – это один из серьёзных государственных приоритетов, то,о чём я много рассказывал на семинаре – это сформирование рынка социальных услуг, привлечение негосударственных игроков, в том числе и социальных предпринимателей. Это обсуждается на самом высоком уровне. Что касается общественных настроений среди общества – это, всё-таки пока остаётся где-то на стыке публичных интересов, потому что граждан по сути не волнует, от кого они получают услуги, от коммерческих, государственных или негосударственных организаций. Населению главное – это качество услуг и чтобы была удовлетворена их потребность. Поэтому для общества это пока потребительский подход, а для эскпертов-специалистов в государственном секторе и бизнес-секторе это очень важно.. Со стороны профессионалов, со стороны бизнеса, со стороны госудасртва, со стороны экспертного сообщества социальное предпринимательство вызывает большой интерес.
— Насколько есть понятие у населения, ЧТО такое социальное предпринимательство?
— Это излюбленная фишка на всех круглых столах задаваться вопросом, «Что это такое?» и «Как бизнес может быть не социальным? Потому, что любой бизнес работает в социуме. С этим есть, конечно, определённые сложности. На сегодняшний день существует очень много копий определения «социального предпринимательсвта», поэтому очень сложно понять, какое использовать, ведь любая попытка определить, значит – ограничить и не оставить за бортом какую-то большую нишу. Есть универсальное, которое мы используем. Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем. Для нас здесь как раз – это использование бизнес-схем, предпринимательский подход и решение проблем общества за счёт предпринимательской деятельности.
— Как считаете, насколько важно для небольших регионов, в частности, для Республики Коми, развитие социального предпринимательства?
— Более,чем важно! Тем более, если сравнить с крупными городами. Поскольку это очень хороший механизм для формирования сообществ. Здесь преимущество небольших городов, в отличие, скажем, от мегаполисов, в том, что здесь достаточно высокий уровень социального капитала доверия именно внутри сообщества и нужно правильно использовать эти ресурсы, объединяться вокруг решения проблем. Здесь сделать это проще, если правильно наладить связь внутри этого сообщества. Это касается решения проблем здесь и сейчас, когда в маленьком городе это проще решить. Здесь получается так называемый социальный эффект . В большом городе социальный эффект растворяется. Условно говоря, небольшая пекарня в какой-либо деревеньке, которая сразу создаёт несколько рабочих мест, точку притяжения, точку роста и тд, безусловно, здесь социальный эффект есть. И эта же самая пекарня, которая откроется, скажем, в Москве, — эффект будет неощутимым и неярко выраженным.
— Как-то можно оценить уровень развития социального предпринимательства в регионах России? И какие именно виды социального бизнеса наиболее развиты?
— Есть,конечно, передовики. На сегодняшний день это крупные города России: Москва, Питер, Казань, Омск, Пермь, Ростов – на- Дону. Сейчас активно развиваются детские аква-студии, это небольшие басейны или чаны, где могут заниматься,как беременные мамы, так и груднички и дети чуть по-старше. Очень много появляются услуг для пожилых, потому что это общемировая проблема – быстрое старение населения, поэтому услуги растут. Есть интересные проекты в сфере экологии – допустим, утилизации переработки доходов. Есть проекты в сфере медицины, к примеру, центры реабилитации и коррекции. Ну и многое другое. Но есть ниши, которые совсем ещё не заняты и требуют продумывания бизнес-идей именно в этом направлении.
— С какими сложностями встречаются социальные предприниматели, решившие начать свой социально-направленный бизнес?
— Проблемы в основном в нехватке помещений, нехватке опытных кадров, проблемах управленческих знаний и проблемах сбыта продукции.
— Если говорить о социальных идеях слушателей семинара, который прошёл в Академии Госслужбы, что Вы можете сказать: есть ли оригинальные идеи социального предпринимательства или они на уровне с основными идеями социальных предпринимателей других регионов?
— Мне интересна публика семинара. У слушателей есть понимание, ЧТО такое социальное предпринимательство. Я не могу сказать,что это – неподготовленная аудитория, они представляют, о чём идёт речь, у некоторых уже есть готовые проекты, которые реализовываются, поэтому состоялся нормальный профессиональный разговор о сфере индустрии. Если привести пример некоторых из проектов, то это популярные для социального предпринимательства социальные услуги в сфере обслуживания инвалидов и пожилого населения, услуги на дому, услуги для обеспечения детей-инвалидов и спортивно-оздоровительные центры. Аудитория активная, вопросы задают, в диалоге участвуют. Я вижу живой интерес публики, а это очень важно!