Российский рынок восьмой месяц демонстрирует положительную динамику — такого не было с докризисного 2012 года. В октябре дилеры продали 148 597 автомобилей, что на 21 892 штуки или на 17,3% больше, чем в прошлом году. В чем причины роста и что ждет рынок в ближайшей перспективе – в материале РБК .
Фото Кирилла Затрутина, Виктора Бобыря из архива БНКЭффект низкой базы здесь ни при чем — результат октября 2016 г. председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер назвал «неплохим». Продажи тогда все еще были в минусе, но всего на 2,6%, а уже в следующем месяце рынок показал рост.
В то же время впечатляющие проценты некоторых брендов связаны с невысокими прошлогодними результаты. Премиум-марка Genesis (+718%) в 2016 г. только выходила на российский рынок, как и узбекский Ravon (+514%).
Что особенно хорошо покупают
На вершине автомобильного рынка те же, что и в прошлом году: Lada, Kia, Hyundai и Renault. Все демонстрируют рост с начала года, а их доля составляет половину октябрьских продаж. Toyota уступила пятое место VW и испытывает пусть небольшое, но снижение продаж — минус 5%. Позиции кроссовера RAV4, бестселлера японской марки, все еще сильны, но Camry по-прежнему в минусе.
Kia Rio подтвердил в октябре звание бестселлера российского рынка — 8 779 машин. Далее с небольшим отрывом следует Lada Granta, а Vesta закрывает тройку лидеров. На четвертую строчку вышел кроссовер Hyundai Creta, сместив Solaris. В корейской компании отмечают, что в декабре популярность «Креты» была рекордной — 6 460 машин.
Lifan — по-прежнему самая популярная китайская марка. Geely оказалась в минусе, а Chery удалось значительно увеличить продажи за счет новых моделей и кредитных программ.
Почему седаны в минусе
Hyundai Solaris, Kia Rio и VW Polo несмотря на высокие позиции показали худшие результаты, чем в октябре 2016 года. В Kia причину этого связали со сменой поколений Rio, а старт нового кросс-хэтчбека Rio X-Line запланирован на середину ноября.
По мнению аналитиков агентства «Автостат», такие результаты могут быть связаны с особенностями учета у некоторых марок: предшествующий октябрю сентябрь был для них «отчетным» месяцем. Но есть и куда более веская причина: досрочное окончание действия программ господдержки, которые оказывали максимальное воздействие именно в массовом сегменте.
Из топ-25 в октябре ушли УАЗ «Патриот» и Nissan Qashqai, но при этом появился седан Kia Optima. Корейцы объяснили это увеличением поставок популярной модели. Здорово прибавили кроссоверы VW Tiguan и Mitsubishi Outlander.
«Продажи кроссоверов массовых брендов и «входных» моделей в бизнес-классе больше всего пострадали в кризис, и сейчас они имеют наибольший потенциал для восстановления», — отметил директор по развитию компании РОЛЬФ Владимир Мирошников.
Что происходит с премиумом
Jaguar оказался в самом большом минусе среди премиум-марок — продажи сократились на 30%. Отрицательные результаты показали Audi, Lexus и Land Rover. В целом премиум-сегмент растет. BMW, например, показала самый большой рост из немецкой тройки — плюс 17%, положительные результаты продемонстрировали Porsche (+25%) и Cadillac (+28%).
«В премиум-сегменте срок владения автомобилем первым владельцем не превышает трех лет. Затем старый автомобиль сдается в trade-in, а вместо него покупается новый — положение обязывает. Три года назад на рынке был бум, вызванный кризисом и девальвацией рубля, и сейчас владельцы купленных тогда автомобилей снова придут в дилерские центры», ¬– объяснил Владимир Мирошников.
Что будет дальше
«При текущих темпах восстановления годовые продажи в 2017 г. имеют хороший шанс достичь уровня, на котором был рынок в 2015 году», — отметил Йорг Шрайбер. За десять месяцев этого года уже продано 1 277 938 автомобилей, в 2015-м за тот же период — 1 322 681 автомобиль. То есть прогноз AEB выглядит излишне осторожным, тем более, что сравнение идет с проблемным периодом.
Аналитики и игроки рынка говорят о дальнейшем росте российского авторынка в 2017 г., даже несмотря на то, что со сворачиванием правительственных мер стимулирования спроса продажи в некоторых сегментах будут снижаться.
«В целом завершение программ субсидирования спроса окажет на рынок негативное влияние, но эффект будет отсроченным, поскольку в ноябре и декабре на авторынке ожидается традиционный сезонный всплеск спроса», — спрогнозировал Владимир Мирошников.
Тем не менее, Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой продлить программы господдержки автомобильной отрасли в 2018 году. «В случае отмены или существенного сокращения программ господдержки стимулирования спроса в 2018 г. существует высокая вероятность не только прекращения текущего роста, но и снижения объема продаж», — считают в РОАД.