Юрий Осетров , Сергей Сухоруков , Андрей Шопша . Что между этими именами общего? Призвание. Все трое стали известны прежде всего как фотокорреспонденты «Красного знамени». Открывшаяся на днях выставка впервые объединила работы троих наших коллег в одном пространстве. Хотите вспомнить, чем жила Республика Коми от Морозова до Гайзера или увидеть, как журналист Евгений Хлыбов «чистит» себя под Юрием Спиридоновым ? Приходите в Дом дружбы народов, не пожалеете. Время есть: выставка открыта до конца лета.
Знают политики, знают доярки…
«Сфотографировать – значит, присвоить», написала 40 лет назад Сьюзен Зонтаг . Мы же, недолго думая, назвали наш проект «V кадре все свои». Потому что, как отметила во вступительном слове экс-шеф-редактор “Красного знамени” (2011-2012 годы) Елена Шелест , большинство зрителей, пришедших на открытие, были лично знакомы со многими из героев снимков. И эти связи, как выясняется, не обрывает даже смерть.
Большую часть экспозиции составили работы Юрия Осетрова , отдавшего «Красному знамени» 21 год жизни. А если прибавить к этому 18 лет работы в администрации Главы республики, то не покажется преувеличением утверждение, что Осетров объехал весь без исключения регион.
– Его знают политики, знают доярки, в общем, все его знают, – что ещё можно добавить к этим словам Елены Шелест о Юрии Осетрове?
Добавил он сам, рассказав об истории одной из своих героинь. Истории, оставшейся для читателей газеты за кадром. В 1982 году корреспонденты «Красного знамени» освещали будни строителей нового в ту пору сыктывкарского микрорайона «Орбита». В объектив Осетрова попала крановщица – молодая жизнерадостная девушка.
– Этот снимок всем в редакции очень понравился и пошёл на первую полосу… Не прошло и недели, как мы узнаём, что эта девушка сорвалась с крана и погибла, – рассказал фотокор.
Осетров и его коллега Сергей Сухоруков – какое-то время они трудились в газете одновременно – начинали ещё в аналоговую эпоху. Мы уже почти забыли время фотоплёнок, тёмных комнат с красным освещением и всеми этими реактивами: проявителями, фиксаторами… Тем удивительнее сейчас выглядят снимки 30–40-летней давности, и жаль, что так нечасто выпадает возможность их увидеть.
– Представьте себе, это всего лишь вторая выставка наших с Сухоруковым работ, – поведал Юрий Осетров. – А первая была в 1988 году, к 70-летию «Красного знамени», в филармонии. Там мы «соображали» не на троих, как здесь. Тогда участвовали, кроме нас с Сергеем, и другие фотокоры «Краски»: Владимир Ячменев и Владимир Вещицкий . Мы ту выставку монтировали дней пять. Вот там мы ругались!.. Наверно, никогда стены этого храма музыки не слышали столько слов ненормативной лексики.
При этом Осетров обмолвился, что к подобным выставкам всегда относился спокойно и по этому поводу вспомнил слова ответственного секретаря «Красного знамени» Виталия Мерца о том, что персональная выставка фотокоров газеты происходит каждый день перед 120 тысячами зрителей – таково было число подписчиков «Красного знамени» в середине восьмидесятых.
– Серёжа Сухоруков получил образование в Ленинграде и сам выбрал распределение в Сыктывкар, это было в начале восьмидесятых, – рассказал Юрий Осетров. – На моих коллег, и Сухорукова, и Вещицкого, кроме того, что это были профессионалы высокого уровня, можно было полностью положиться. Бывало, что мы в буквальном смысле «соображали на троих», и если, например, я не мог выйти на работу, ребята всегда могли прикрыть: в ежедневной газете работы всегда хватало… И сейчас я чувствую, если можно так сказать, авторское одиночество.
К сожалению, Сергей Сухоруков ушёл из жизни в январе 2017 года. Ему было 58.
Carpe diem*Ещё более неожиданным для нас стал безвременный уход Андрея Шопши – ровно четыре года тому назад.
Андрей был самоучкой, но те его пять лет в «Краске» – это, наверно, беспрецедентный случай, когда новичок в профессии достигает поразительных высот за столь короткий срок.
Что касается собственной выставки, Андрей Шопша также относился к этой идее более чем спокойно, обмолвившись как-то: «Да, у меня есть несколько снимков, за которые мне не стыдно».
И вот тут мы с ним поспорим. Андрей ведь тоже начинал, когда газета выходила трижды в неделю, то есть работал много, и все мы – его коллеги и наши читатели – помним плоды той работы, мизерная часть которых представлена на выставке. И, как справедливо заметил Юрий Осетров, Шопша органично вписался в «Красное знамя», продолжил традицию фотожурналистики. Андрей как никто умел ловить момент, терпеливо выжидая с камерой наперевес, прежде сделать кадр. Иногда это был единственный кадр. Тот самый, который шёл в номер.
– Андрей Шопша до сих пор штатный фотограф «Красного знамени»: его архив по-прежнему в работе, – сказал главный редактор одноимённого интернет-издания Валерий Черницын и добавил: «Вот так работают настоящие фотокоры».
*лови момент (лат.)
Фото Кирилла Шейна, «7х7»