Фото Николая Антоновского
– Сегодня детей много, – заметила член правления фонда «Покаяние» Надежда Бушманова. – От каждой школы обещали прийти.
Среди пришедших отдать дань памяти миллионам безвинно пострадавших ярким пятном выделялись воспитанники детского сада №2, расположенного по соседству. Воспитатель старшей группы рассказала корреспонденту БНК, что малышей из средней, старшей и подготовительной группы каждый год приводят на митинг, предварительно посвящая в доступной форме в трагические подробности истории России и Коми.
Учитель истории русской гимназии Валентина Кетова привела мальчишек из своего класса.
– Я предложила ребятам принять участие в митинге, руки подняли восемь мальчиков, – сообщила историк. Ребята признались, что не знают, есть ли в их семьях пострадавшие от тоталитарного режима, но пообещали, что теперь обязательно выяснят.
О необходимости помнить те страшные события и не допустить их повторения в своем выступлении говорили заместитель главы региона Тамара Николаева и первый вице-мэр Валерий Козлов. Пока мы помним о них, такое не повторится снова – был пафос их спичей с финальным «Вечная память!».
По оценке историков, до сих пор не установлено точное число пострадавших в те годы. Ведущие привели слова Александра Солженицына, который назвал поток репрессированных «Волгой народного горя», и напомнили, что с начала работы репрессивной машины практически было ликвидировано казачество, выбиты крестьянство, военная элита, уничтожено священство.
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим назвал бывшие спецпоселения, которые стали малой родиной для потомков высланных в Коми, и где за последний год с помощью местных жителей и православных меценатов возведены храмы. Абезь, Тимшер, Мадмас – лишь немногие бывшие спецпоселки, где идет активная церковная жизнь.
– Недавно я вернулся из Лопъювада, где сейчас живут триста жителей, с освящения нового храма. В 31-32 году их родителей привезли на барже, выгрузили в чистом поле. Они вырыли землянки и стали жить. За зиму умерли двести человек, умирали на лесоповале от непосильного труда, голода. Сегодня их потомки борются за духовность, потому что именно духовность помогла им выжить в те годы, – рассказал Владыка. – Сейчас то время, когда нельзя молчать. Если дети молчали, чтобы выжить, то внуки не имеют права молчать.
По его словам, в Чове под Сыктывкаром обнаружено захоронение 13 священнослужителей – на этом месте будет установлен памятник. Он привел эпизод недельной давности, когда в Воркуте на конференции к нему подошел реабилитированный заключенный и рассказал о неком священнике по фамилии Чернов, который помог выжить ему и его товарищам, научив готовить спасительный отвар. «Теперь я снимаю шапку перед каждым священником», – сказал тот человек.
Сопредседатель фонда «Покаяние», историк Михаил Рогачев тоже начал свое выступление с «человечной» истории. Возвращаясь со вчерашнего открытия виртуальной выставки о ГУЛАГе в Национальном музее, в автобусе он стал собеседником пожилой женщины, которая рассказала ему о том, что ее папа сидел в УстьВымьЛаге. Но, несмотря на это, его дети «выросли хорошими людьми».
– Эти люди до сих пор испытывают страх, неловкость, неудобство от того, что сделали с их близкими, достойными людьми. И я подумал: а не сделать ли нам, как в Москве у Соловецкого камня, где люди по очереди читают имена расстрелянных, и очередь из желающих помянуть их растягивается на сотни метров? – предложил Рогачев.
Он вспомнил утренний диалог с человеком, который с усмешкой спросил: «Ну какие известные люди могут быть у вас в ГУЛАГе?» Перечислив с десяток фамилий, Рогачев заметил, что не знать их – личная беда того человека:
– Но суть не в этом, не в «известных». Неизвестные сливаются в безликую серую массу. А они достойны такой же памяти, что и знаменитости.
После минуты молчания и возложения цветов под непрерывным дождем участников митинга пригласили на поминальный обед в центре досуга и кино «Октябрь».