Жизнь без родителей

Жизнь без родителей
Фото: respublika11.ru

В Коми необходимо начать создавать условия для трудоустройства подрастающих детей с ограничениями в здоровье. К такому мнению пришли участники собрания, которое прошло в Сыктывкарской городской организации инвалидов. Темой обсуждения стала «Инвалидность 18+. Как выжить самостоятельно без родителей?».

Собрание для родителей особых детей провела председатель Коми республиканской организации Всесоюзного общества инвалидов Маргарита Колпащикова. Такая встреча состоялась впервые, носила, скорее, обзорно-аналитический характер, и потому главный вопрос: «Кто возьмет на себя организацию занятости нынешних подростков-инвалидов, а завтра взрослых людей, желающих самореализоваться в обществе?» – так и остался нерешенным. Как пояснила Маргарита Колпащикова, в некоторых других регионах существуют ресурсные квартиры, мастерские и программы по освоению доступных видов работ для инвалидов, но такие задачи не решаются только инициативой снизу, и без поддержки государства в Коми этого не будет.

Родители в свою очередь поделились своими мыслями и предложениями. В частности, как прозвучало на собрании, детям с ментальными расстройствами уже в школе требуется профессиональная подготовка, так как учебный процесс зачастую для них очень сложен, зато приобретение трудовых знаний и навыков сформировало бы в них самостоятельность и уверенность в себе. Было высказано предложение ввести трудовое обучение с последующим включением в производство уже с пятого класса.

Но обучать всех особых детей по единой программе не получится. К примеру, некоторые дети с аутизмом, вырастая, могут выполнять очень сложную работу, в то время как дети с другими особенностями – освоить только самые простые механические действия. Возможно, обучать детей с аутизмом придется отдельно. Но в Коми нет высококлассных специалистов по профориентации школьников с отклонениями в развитии. То есть для начала нужен психолог, который сумел бы определить, к чему способен тот или иной ребенок.

Участники собрания пришли к мнению, что особую молодежь нужно поэтапно готовить к работе на производстве или в сфере услуг. Необходимо, чтобы в Сыктывкаре, помимо государственного инклюзивного образования, появились мастерские, где наставники смогли бы обучать ребят с инвалидностью выполнению конкретных видов работ. Но за какими учреждениями должны быть закреплены мастерские, что там будет производиться и кто будет заниматься их поддержанием и экономическим развитием, пока непонятно. Ведь предложение от производственной мастерской или компании по оказанию услуг должно совпадать с потребительским спросом и запросом на уровень качества.

Участники совещания обсуждали самые разные варианты – от стрижки газонов до лепки горшков. Высказывали предложения о том, чтобы сделать «опытными площадками» два-три работающих в Сыктывкаре центра по обучению ремеслам. Там методом проб и ошибок можно будет определить ресурсы и ограничения подрастающей особой молодежи.

Председатель общества инвалидов предложила не тратить силы на то, чтобы изменить всю политику Коми, связанную с трудоустройством особой молодежи, а «начать делать что-то конкретное для конкретных детей».

– Человек должен быть социализирован, занят и ощущать свою ценность для общества. Мы не готовим супергероев, но мы должны помочь обычному человеку просто быть занятым делом, — подытожила Маргарита Колпащикова.

Галина ГАЕВА

На прошедшем заседании санитарно-противоэпидемической комиссии Усть-Вымского района были рассмотрены четыре вопроса, актуальных для начальной стадии весны.
Газета Вперёд
Кто такие работники культуры? - Газета Вперёд «Кто такие работники культуры?» – с этим вопросом мы обратились к известным людям нашего района, которые с радостью согласились принять участие в нашем опросе.
Газета Вперёд
В честь Дня работника культуры сегодня наш рассказ о династии библиотекарей из Жешарта – Любови Алексеевне Шелдагаевой и её дочери Елене Владимировне Шарлай.
Газета Вперёд